Альманах
  Главная страница

 

Выпуск: N 1\2 (25\26), январь-февраль 2005 г

Философия практики и культура

Нужны инженеры истории!

П.Г. Кузнецов

УМЕНИЯ Формировать ЦЕЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОГРАММЫ и управлять их реализацией нам пока и не достает. Автор, являясь главным конструктором машинных информационных систем "Спутник - Скалар", предназначенных для управления подобными проектами, считает возможным их использование для СОЗНАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ НАШЕГО ОБЩЕГО БУДУЩЕГО. Оно неотъемлемо от теории НАУЧНОГО КОММУНИЗМА, которая дает человечеству в руки способ сознательного проектирования собственного жизнеустройства.«Нужно карабкаться по каменистым тропам науки и лишь тот достигает сияющих вершин, кто делает это, не страшась усталости». Эта позиция далеко выходит за уровень "здравого смысла", которым кое-кому хотелось бы заменить марксизм

Побиск  Кузнецов. 
 
Физика и история. 
Нужны инженеры истории
 
НАУКА   КАК  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ОБЪЕКТИВНЫХ   ЗАКОНОВ В   РЕШЕНИИ   
КОНКРЕТНЫХ  ПРОБЛЕМ   ОБЩЕСТВЕННОЙ   ЖИЗНИ (1986). 
 
В настоящее время, когда хотят привести наиболее весомые аргументы, принято 
ссылаться на "научные рекомендации". Следует заметить, что наличие "научных 
рекомендаций" подлежит проверке на их "научность". Действительно, если другие 
рекомендации, до возникновения "научных" опирались либо на веру, либо на авторитет, то 
теперь принято требовать научного доказательства того или иного вывода. Поэтому 
возникает требование, которое отличает научную рекомендацию от рекомендации на уровне 
веры или на уровне авторитета. В качестве искомого признака, который отличает научную 
рекомендацию или     научную    позицию,     можно     рассматривать     наличие 
ОБЪЕКТИВНЫХ ЗАКОНОВ. И в наше время встречаются такие представители науки, 
которые защищают "научную" рекомендацию от лица науки, в которой таких ЗАКОНОВ 
НЕТ. 
Уже триста лет, после открытия законов Ньютона, указанным научным путем идет 
группа физико-математических дисциплин. Этот исторический пример науки, в которой 
четко формулируются ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ, в которой они выражены в математической 
Форме, может быть использован в качестве ЭТАЛОНА НАУЧНОСТИ. 
О чем бы ни шла речь, о каком бы предмете научного анализа мы ни пытались 
говорить, первый вопрос представителю любой науки есть вопрос о ЗАКОНАХ, которые 
действуют в данной предметной области. 
Есть ЗАКОНЫ - мы вступаем в научное обсуждение, нет ЗАКОНОВ - мы 
не вступаем в научную дискуссию. Частным случаем такого подхода является подход к 
ОСНОВНОМУ ЗАКОНА, который известен в обыденной жизни, как КОНСТИТУЦИЯ. Это 
означает, что конституция, или "основной закон", утверждаемый в той или иной социально-
экономической системе, либо СЛЕДУЕТ из объективных законов исторического развития, 
либо не следует из них. В ливне голосов о создании "правового государства", где гаснут 
всякие предложения о научном рассмотрении вопроса об ОСНОВНОМ ЗАКОНЕ, вовсе 
отсутствует предложения о необходимости использования опыта естественных и 
технических наук. И это далеко не случайно.  
Представителей технических наук часто рассматривают как представителей 
науки второго сорта. Отмечая существование этого отношения к представителям 
технических наук, мы хотели бы отметить, что многочисленные разговоры о "хозяйственном 
механизме" все время остаются лишь благими пожеланиями. В чем здесь дело? 
Если наука как целое имеет ЦЕЛЬЮ открывать за видимостью изменений именно то, 
что НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ, то технические науки имеют ЦЕЛЬЮ конструировать устройство, 
которое несмотря на наличие возмущений на его входе, обеспечивает заданные выходы БЕЗ 
ИЗМЕНЕНИЯ. Возвращаясь к вопросу о проектировании "хозяйственного механизма", 
можно спросить о наличии опыта проектирования механизмов у его авторов. Мне кажется, 
что такого опыта у них нет. Его и не может быть, если конструктор не имеет понятия об 
объективных закономерностях исторического развития. Отсюда и вытекает наше требование 
о доказательстве НАУЧНОСТИ позиции того или другого автора. 
После  этих   предварительных   замечаний,   обратимся   к     обсуждению нашей     
позиции     по     вопросу     о     существовании     объективного  закона исторического  
развития  человечества. 
ЗАКОН  ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 
 
Ключевой вопрос, без решения которого невозможно вести плодотворное обсуждение 
дальнейших путей нашего общественного развития, можно поставить так: 
"Существует ли объективный закон исторического развития человечества?" 
Мы видим, что на этот вопрос возможно ДВА и только ДВА ответа - либо такой закон 
исторического развития существует, либо такого закона просто нет. 
Это сразу делит всех участников обсуждения на тех, кто признает существование 
объективного закона исторического развития, и на тех, кто наличия такого закона не 
признает. 
Когда мы бросаем обвинения в "субъективизме", "волюнтаризме", 
в "администрировании" и т.п., то имеем в виду и осуждаем человека,     который     считает,   
что  у  процесса  исторического  развития НЕ  СУЩЕСТВУЕТ  никаких  законов  и   что  
история  делается   "по     указанию начальства". 
Если никакого объективного закона исторического развития человечества не 
существует, то историческое развитие осуществляется в Форме случайного блуждания "по 
воле власть имущих". В таком случае все точки зрения на пути будущего развития 
равноправны, и в этом споре ни одной из них нельзя отдать предпочтения перед другой. Это 
означает, что любую точку зрения на исторический процесс мы признаем столь же законной, 
как и противоположную ей. В этом споре нет правых и неправых, как и нет продвижения к 
пониманию существующей ситуации. 
Позиция ученых, не признающих объективного закона исторического развития 
человечества, особенно уязвима, так как при отсутствии такого закона сан Факт "осуждения"  
или "одобрения" тех или иных поступков можно рассматривать как проявление 
"вкусовщины", "субъективизма" и прочих "измов", которые одни люди ставят в упрек 
другим. 
Иное положение в той группе ученых, которые признают существование 
объективного закона исторического развития. 
Если они сличают конкретные решения конкретных людей на соответствие 
объективному закону исторического развития, то они могут оценивать эти решения 
ОБЪЕКТИВНО. Если лицо, которое принимало те или иные решения, НЕ ЗНАЛО самого 
закона истории, то его поведение было выражением "субъективизма" лишь потому, что оно 
"не ведало, что творит". Не менее очевидно, что "административные методы", 
"волюнтаризм" - лишь другие выражения ПРОТИВОРЕЧИЯ между объективным законом 
исторического развития и конкретной практикой управления социально-экономическими 
процессами. 
Для того, чтобы сличать конкретные социально-экономические решения с 
объективным законом исторического развития человечества, необходимо иметь точную 
формулировку этого закона в правило, пользуясь которым можно сличать конкретное 
решение на соответствие ему. 
Такое требование к марксизму—ленинизму было предъявлено лишь в наше время со 
стороны научно-технического прогресса, связанного с использованием вычислительной 
техники. Если другому человеку сравнительно просто объяснить, что такое "закон 
исторического развития человечества", то вычислительной машине, которая и будет 
использоваться для этого сравнения в автоматизированной системе управления программой, 
"объяснить" это можно лишь тогда и только тогда, когда человек понимает этот закон не 
абстрактно, а КОНКРЕТНО. Закон исторического развития при использовании 
вычислительной техники дает НЕСУБЪЕКТИВНЫЙ КРИТЕРИЙ, который и исключает 
"субъективизм", "волюнтаризм", "администрирование" в принятии конкретных решений. 
Интересен обратный результат, если критерий, используемый в комплексе машинных систем 
для обработки данных в социально-экономической области, выбран по произволу 
разработчика комплекса: тут мы получаем новый вид "субъективизма" и "волюнтаризма", 
который одет в "математическую тогу". 
Разработчики машинных информационных систем, пришедшие в область социально-
экономических явлений из области естественных и технических наук, могут страдать слабой 
подготовкой в области марксистско-ленинской теории.  
С другой стороны, знатоки марксистско-ленинской теории могут страдать дефектами 
образования в области практического использования вычислительной техники. Именно это и 
порождает указанное выше ПРОТИВОРЕЧИЕ между ТЕОРИЕЙ и ПРАКТИКОЙ принятия 
решений. В данном случае вопрос об объективном законе исторического развития и есть 
вопрос о критерии эффективности принимаемых решений, используемом в 
автоматизированной системе управления комплексной целевой программой. 
В современной науке в настоящее время известны два вида законов - законы 
СОХРАНЕНИЯ и законы, которые характеризуют НЕИЗМЕННОСТЬ ТЕНДЕНЦИИ ВО 
ВРЕМЕНИ. Первый вид законов представлен широко известными физическими законами 
сохранения. Второй вид законов - законов, выражающих сохранение тенденции изменений -
прямо относится к историческим процессам. Примером такого закона и является 
объективный закон исторического развития человечества. Мы знаем его различные 
Формулировки: 
 
 
закон экономии времени; 
 
закон роста производительности труда; 
 
закон возвышения потребностей. 
 
Во всех этих трех формулировках мы имеем дело с одним и тем же законом, но 
довольно часто встречается его АБСТРАКТНОЕ понимание, которое лишает закон 
возможности КОНКРЕТНОГО применения. Такого рода явление весьма распространено в 
науке вообще - все знают, что есть закон сохранения энергии, но не все умеют им 
пользоваться в решении конкретных проблем. Подобным образом обстоит дело и с законом 
исторического развития. Почти все знают о его существовании, но далеко не все умеют его 
использовать в решении конкретных практических проблем, которые в различных областях 
нашей общественной жизни имеют различный вид. Рассмотрим все три приведенные 
Формулировки объективного закона исторического развития и попробуем установить 
единство закона, являющего себя в многообразии различных приложений. 
 
ЗАКОН   ЭКОНОМИИ   ВРЕМЕНИ. 
 
Закон экономии времени не может относиться к понятию астрономическое время - мы 
не можем увеличить или уменьшить скорость вращения Земли или скорость ее обращения 
вокруг Солнца. Это означает, что если речь идет об экономии времени, то предметом 
экономии является не астрономическое время, а какое-то другое "время". Да, действительно, 
закон экономии времени говорит об исторической тенденции сокращения 
ОБЦЕСТВЕННОНЕОБХОДИМОГО времени на удовлетворение ОДНОЙ И ТОЙ же 
общественной потребности. Когда начинают говорить о тех или иных общественных и 
индивидуальных потребностях, то создается впечатление, что количество этих 
ВОЗМОЖНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ практически не ограниченно. 
Для        получения        КОЛИЧЕСТВЕННОГО        ВЫРАЖЕНИЯ        времени на 
удовлетворение всякой потребности в естественных науках существует прием - прием 
"нормирования на ЕДИНИЦА". Примем в качестве "ЕДИНИЦЫ" численность жителей 1 
миллион, а в качестве "ЕДИНИЦЫ" времени - 1 год. Этот миллион жителей в интервале 
времени, равном, одному году, располагает бюджетом "СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ" в 
количестве 8 миллиардов 760 миллионов человеко-часов. Хотя эта цифра и трудна для 
запоминания, ее следует всегда иметь в виду. Если это количество социального времени мы 
примем за "ЕДИНИЦА", то любые виды его расходования на удовлетворение как 
индивидуальных, так и общественных потребностей всегда будут выражаться ДОЛЕЙ ОТ 
ЕДИНИЦЫ, Не менее очевидно, что сумма этих долей во все времена остается равной 
единице, а по ходу исторического развития доли могут изменяться лишь количественно. 
Полный бюджет социального времени делится на две части, сумма которых всегда 
равна единице, но сами доли могут изменяться. Название этих двух частей полного бюджета 
социального времени есть: 
 
 
НЕОБХОДИМОЕ социальное время, 
 
СВОБОДНОЕ социальное время. 
 
НЕОБХОДИМЫМ социальным временем будем называть такую часть полного 
бюджета социального времени, которую общество расходовало, расходует и будет 
расходовать на ВОССТАНОВЛЕНИЕ того, что само астрономическое время РАЗРУШАЕТ. 
Мы знаем, что все предметы окружающего нас мира "изнашиваются", то есть постепенно 
разрушаются с течением времени. Постепенно разрушается и наш организм - он "стареет"... 
Это приводит к тому, что простое "СОХРАНЕНИЕ" обществом самого себя всегда 
требовало, требует и будет требовать расхода социального времени на его простое 
"ВОСПРОИЗВОДСТВО". Вот это-то социальное время, НЕОБХОДИМОЕ для простого 
воспроизводства, и называется НЕОБХОДИМЫМ социальным временем. 
С  другой  стороны,   совершенно  очевидно,   что  во  все исторические времена был, 
есть и будет избыток социального времени над временем простого воспроизводства. Вот этот 
излишек социального времени над необходимым временем, или временем простого 
воспроизводства, мы и называем СВОБОДНЫМ социальным временем. Этим временем 
общество может распоряжаться по "своему произволу". 
Даже небольшое наблюдение за ходом истории показывает, что ГРАНИЦА между 
необходимым и свободным временем все время перемешается в пользу СВОБОДНОГО 
ВРЕМЕНИ. Это перемещение границы между необходимым и свободным временем может 
осуществляться стихийно (например, под влиянием товарно-денежных отношений), а может 
быть УПРАВЛЯЕМО общественным предвидением. В настоящее время мы находимся на 
том историческом рубеже, когда совершается переход от стихийного развития общества к 
сознательному управлению людьми своей будущей историей. Происходит становление 
"инженеров истории" 
Таким образом, закон ЭКОНОМИИ ВРЕМЕНИ и есть тот закон, который 
прокладывает свой путь через хаос кажущихся блужданий, сокращая (экономя) общественно 
необходимое время и увеличивая свободное время. Именно этим путем совершается скачок 
из царства необходимости в царство свободы. 
При конкретном анализе сложившейся ситуации легко заметить, что не все 
потребности, количество которых возрастает в ходе исторического развития, могут быть 
удовлетворены в данный момент, в данную историческую эпоху. На удовлетворение каждой 
потребности, - как общественной, так и индивидуальной - общество вынуждена 
расходовать ВРЕМЯ. Этот расход "рабочего времени" на удовлетворение той или иной 
потребности с течением исторического времени имеет тенденцию к уменьшению. Сам факт 
сокращения этого общественно необходимого времени на удовлетворение одной и той же 
потребности легко обнаружить при сравнении времени, необходимого на удовлетворение 
потребности в ПИТАНИИ. Совершенно очевидна, что потребность в питании относится к 
числу НЕИСЧЕЗАЮЦИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ — она была вчера, есть сегодня и будет завтра. 
Поскольку эта потребность удовлетворялась на заре становления человечества, 
удовлетворялась в древнем Египте, в древнем Риме, при Феодализме, удовлетворяется при 
капитализме, при социализме и будет удовлетворяться при коммунизме, мы имеем дело как 
раз с такой НЕИСЧЕЗАЮЩЕЙ ПОТРЕБНОСТЬЮ. Если какая-то доля зафиксированная 
реально увеличивается, то всегда существует и такая доля, которая уменьшается. Сам 
исторический процесс теперь мы можем описывать как ИЗМЕНЕНИЕ ДОЛЕЙ в полном 
бюджете социального времени. 
Теперь мы должны определить - сколько времени люди, принадлежащие к данному 
миллиону жителей, расходуют в течение года своего "социального" времени на 
удовлетворение потребности в ПИТАНИИ? Что они ДЕЛАЮТ практически, чтобы расход 
"социального" времени на удовлетворение этой потребности стал меньше. Если такое 
сокращение затрат "социального" времени имеет место в ходе исторического развития, 
то результатом этого сокращения необходимого времени является наращивание 
"свободного" времени, которое люди могут расходовать на удовлетворение новых 
потребностей (здесь и лежит ключ к другой форме этого же закона - закону возвышения 
потребностей, о чем речь пойдет далее). 
Конкретный ответ на поставленный вопрос требует рассмотреть полный расход 
времени не только на сельскохозяйственные работы, но и затраты его на перевозку, 
хранение, переработку, распределение продуктов, на приготовление в каждой семье 
завтрака, обеда и ужина. Только полный учет всех общественно необходимых затрат на 
удовлетворение потребности в питании (включая и само время приема пищи!) характеризует 
понятие общественно необходимого ВРЕМЕНИ на удовлетворение потребности в питании. 
Мы пока ровно ничего не сказали с том предмете, который обеспечивает ПИТАНИЕ, не 
назвали ни одного продукта питания и это сделано не случайно. Как бы ни менялся состав 
продовольствия, как бы ни совершенствовались машины и механизмы, как бы ни изменялись 
способы приготовления пищи, все это затрагивает затраты "социального времени" только 
КОЛИЧЕСТВЕННО, не нарушая того, что названные количественные изменения относятся к 
одному и тому же КАЧЕСТВУ - ограниченному "социальному времени". Ни одно изменение 
не может выйти за "границу" бюджета социального времени. Совершенно аналогичное 
рассмотрение может быть проведено и в отношении других неисчезающих потребностей - 
потребностей в обуви, одежде, жилье и т.д. Все упомянутые выше потребности есть расход 
нашего социального времени на простое воспроизводство человеческой личности. 
Подобного рода расход необходим для восстановления всех видов 
Функционирующих машин, механизмов и технологического оборудования. Простое 
воспроизводство как средств труда, так и самого человека образует полную величину доли 
той части социального времени, которая может быть названа НЕОБХОДИМЫМ  
ВРЕМЕНЕМ. Это означает, что необходимое время есть это то время, которое общество 
расходовало, расходует и будет расходовать на то, чтобы осуществить восстановление 
РАЗРУШЕННОГО САМИМ ХОДОМ ВРЕМЕНИ. Это и позволяет отождествить 
НЕОБХОДИМОЕ социальное время с временем, которое общество всегда расходовало, 
расходует и будет расходовать на свое ПРОСТОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО. Поскольку это 
время составляет лишь некоторую ДОЛЮ от единицы, то время, которое дополняет 
необходимое время до полного бюджета социального времени, может быть названо 
СВОБОДНЫМ ВРЕМЕНЕМ. 
 
Справедливо выражение: 
 
"Полное социальное время = необходимое + свободное" 
 
где  необходимое   и   свободное  время   выражаются   в   долях  от  единицы. 
 
Постоянство СУММЫ свободного и необходимого времени не означает, что сами 
доли остаются постоянными. Закон экономии времени потому и утверждает, что доля 
необходимого времени в ходе исторического развития закономерно уменьшается, а 
дополнение этой доли до единицы - свободное время - столь же закономерно 
увеличивается. Перемещение границы между необходимым и свободным временем может 
осуществляться стихийна, под влиянием товарно-денежных отношений, а может быть 
предметом сознательного управления если мы получаем возможность оценивать влияние 
наших конкретных решений на перемещение этой границы в пользу свободного времени. 
 
ЗАКОН РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА 
 
Хотя общественно необходимое время и имеет естественноисторическую тенденцию 
к сокращению, наблюдается также противоположная тенденция. Мы замечаем, что с ходом 
исторического времени увеличивается количество потребностей, удовлетворение которых 
входит в понятие общественно необходимого времени. Были эпохи, когда всеобщая 
грамотность не являлась предметом простого воспроизводства. Но наступил этап, когда 
время на окончание средней школы стало рассматриваться как составляющая необходимого 
времени простого воспроизводства достигнутого культурного уровне населения. Вместе с 
тем, несмотря на рост количества потребностей, входящих в состав необходимого времени, 
выпуск продукции в единицах времени не уменьшается. 
Что  же  позволяет увеличивать выпуск продукции за одну и ту же единицу  
социального времени? 
Ответ  прост:  имеет  место  непрерывный   рост  производительности труда, другая 
форма проявления закона экономии времени. С ростом производительности труда 
сокращается необходимое социальное время на удовлетворение одной и той же потребности. 
 
Этот  рост   производительности   труда  осуществляется   за  счет: 
 
роста  энерговооруженности   труда, 
 
роста коэффициента полезного действия машин, механизмов и 
технологических   процессов, 
 
роста СОЦИАЛЬНОГО коэффициента полезного действия, который 
показывает ту часть  выпуска продукции, которая действительно превратилась 
в  удовлетворяемую потребность. Последний и есть коэффициент "качества 
ПЛАНА". Плановая экономика – это система общественного  производства, 
где исключается выпуск никому ненужной продукции. Типичным же 
примером "дефектов" нынешнего планирования являются товарные запасы, не 
обеспеченные потребителем. На выпуск этих запасов  израсходованы 
социальное  время, материалы и  энергия, а они не удовлетворяют никакой 
общественной потребности. Увеличение всех трех перечисленных факторов 
ИНТЕНСИФИКАЦИИ осуществляется за  счет ИДЕЙ, которые появляются в 
головах людей и ориентированы на рост производительности труда в системе 
общественного производства. Процесс генерации тех идей, за счет которых 
осуществляются и экономия необходимого времени, и рост 
производительности труда, является весьма  специфическим процессом 
всеобщего труда – труда как ТВОРЧЕСТВА. Последний вид деятельности  как  
вид ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ уже не является "трудом" в 
классическом смысле - он является "самодеятельностью". 
 
 
ЗАКОН ВОЗВЫШЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ 
 
Начальные ростки "самодеятельности", то есть творческого участия в историческом 
развитии общества, предполагают наличие большего количества свободного времени, 
которое можно рассматривать как НЕОБХОДИМОЕ в новом смысле - как время, которое 
является таковым не ради простого воспроизводства, а для формирования всесторонне 
развитой творческой личности. Этот процесс еще только намечается, но с дальнейшим 
ростом цивилизации будет охватывать все большую и большую часть населения планеты. 
Закон возвышения потребностей характеризует изменение их с историческим 
становлением Личности. Если на ранних ступенях исторического развития "сильная 
Личность" характеризовалась Физической силой (своеобразный "культ Силы"), то на смену 
этому идеалу приходит новая "сильная Личность", которая характеризуется властью ДЕНЕГ. 
Этот "идеал" является идеалом при господстве товарно-денежных отношений, когда власть 
смешается к финансовому капиталу. Власть "мировых денег" демонстрируется обилием 
ВЕЩНОГО БОГАТСТВА. Обладание вещами объявляется высшей "нравственной" 
ценностью. 
Рост транснациональных корпораций в наши дни выводит на арену 
новый вид "сильной Личности" - менеджера-технократа. Такой менеджер-технократ 
становится своеобразным эталоном. Но исторический   процесс  на  этом   не   заканчивается. 
Уже давно было замечено, что существует еще и "духовная власть" - своеобразная 
власть над "душами людей". Разнообразные Формы религиозного сознания есть первый 
зародыш "духовных потребностей", СТАНОВЯЩИХСЯ в процессе исторического развития. 
Власть произведений искусства, Философии и науки над душами людей оказывается новой 
сферой формирования эталона "сильной Личности". Человечество начинает движение из 
"мира вещей" в "мир духовных ценностей". И мы находимся в начале этого пути. 
Хотелось бы надеяться, что те физики и инженеры, которые хотят получить 
конкретный ответ на вопрос о смысле жизни, не будут столь       легкомысленны,       чтобы     
атаковать      область социально-экономических   систем    с    нехитрым    "вооружением". 
Ю.Афанасьева.  Ни один физик не примет совета гинеколога по поводу решения проблем в 
области хромодинамики, и ни  один  гинеколог  не примет  совета специалиста по 
хромодинамике для облегчения родовых мук. Однако почему-то в области понимания  
социально-экономических систем и Формирования "предложений" по их 
совершенствованию, как и в области Философии, каждый сам себе социолог-экономист  и  
каждый сам  себе Философ. При издании "Капитала" во Франции была просьба Французских 
социалистов  к  К.Марксу  -  "облегчить   изложение". Известно,  что  ответил  К.Маркс.  
«Нужно карабкаться по каменистым тропам науки и лишь тот достигает сияющих вершин, 
кто  делает это, не  страшась  усталости».   
Эта  позиция  далеко  выходит за уровень "здравого смысла", которым кое-кому 
хотелось бы заменить марксизм, делая при этом вид страстного борца со "сталинизмом". 
 
БЮДЖЕТ СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ,  
КАК ОБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ 
 
Не преследуя цели дать исчерпывающее изложение системы общественного контроля 
за использованием всего социального времени, хотелось бы обратить внимание на 
возможность общественного контроля за использованием рабочего времени. 
В настоящее время в нашей стране на один миллион жителей имеется 400 тысяч 
работающих, а рабочий год одного человека составляет 2000 человеко-часов, или 250 
человеко-дней. Значит, общий бюджет рабочего времени на один миллион жителей 
составляет 100 млн. человеко-дней. Эти 100 млн. человеко-дней рабочего времени мы и 
используем на удовлетворение всех наших общественных и индивидуальных потребностей. 
Этот полный бюджет рабочего времени расчленяется   на  две   части: 
 
на  простое  воспроизводство  как  машин   и   механизмов,   зданий   и' 
сооружений   и     человеческой   личности, 
 
на   развитие   техники   и   на  развитие  человеческой   личности. 
В отличие от "Капитала" К.Маркса, где рассматривалось лишь простое 
воспроизводство капитала и его развитие, но не рассматривалась "рабочая сила", наш анализ 
охватывает и производство, и развитие человеческой личности. Обратим внимание, что 
рассмотрение рабочего времени позволяет вести социально-экономический     
анализ,      не     попадая     в   ловушку   "проблемы цен ". 
Теперь мы можем рассматривать некоторую систему "неисчезающих потребностей", 
удовлетворение которых БЫЛО, ЕСТЬ И БУДЕТ необходимо в любое время. Сразу же 
отметим, чтобы не путать причины и следствия, что подлинной целью общественного 
производства всегда было, есть и будет производстве человеческой Личности. Эта означает, 
что каждая удовлетворяемая человеческая потребность Формирует ту или иную особенность, 
ту или иную сторону Личности. И здесь каждый предмет потребления выступает как бы 
"ОРУДИЕМ" производства человеческой Личности. И здесь мы встаем перед Фактом, что 
вся совокупность потребностей имеет членение на "РАЗУМНЫЕ" и "НЕРАЗУМНЫЕ".  
Исходя из человека как "меры всех вещей", и следует рассматривать "полный 
жизненный цикл" Личности от момента Формирования семьи и рождения ребенка до 
момента "ухода в мир иной". Нормировка бюджета социального времени на миллион 
жителей позволяет как раз рассмотреть ВСЕ ПОТРЕБНОСТИ, двигаясь шаг за шагом по 
возрастным ступеням населения: 
 
что необходимо иметь для гинекологических консультаций, рассчитав среднее 
число беременных женщин на миллион жителей (Здесь надо заметить, что 
миллион жителей живет "на полном хозяйственном расчете", а за 
удовлетворение каждой потребности-"платит" из своего бюджета социального 
времени). 
 
что необходимо иметь для обслуживания всех рожениц в родильных домах с 
учетом числа рождений в год (например, в Москве это число составляет 18 000 
в год на миллион жителей). Теперь появляется возможность ввести 
"вторичную нормировку" - рассматривать потребность в родильных дамах и 
оборудовании на 10.000 рождений в год. Если число рождающихся отлична от 
18 000, то потребности можно пересчитать на любое число рождений. 
 
что необходимо иметь для детей до одного года в семьях или в детских яслях. 
Двигаясь таким образом год за годом мы можем сформулировать требования к 
постройке "ДОМА ДЛЯ ЛЮДЕЙ XXI ВЕКА". Знакомство каждого члена общества с этим 
проектом сразу выявит не разрозненные мнения индивидов, а общий комплекс проблем, 
которые должно будет решать Человечество по мере своего исторического развития. Мы ни 
разу не апеллировали к денежным знакам, которые играют роль лишь в переливах рабочего 
времени из одной части бюджета социального времени в другую часть. Там, где денежное 
вознаграждение выше, возникает потребность в перетоке рабочей силы из областей, где 
малое денежное вознаграждение есть следствие малой значимости для общества тех или 
иных видов деятельности. 
Мы можем рассмотреть теперь другой разрез того же самого бюджета социального 
времени, например, выяснить вопрос о количестве рабочего времени, которое необходимо 
для удовлетворения людей всех возрастных групп в ПИТАНИИ. Сюда входит изготовление 
машин и механизмов для производства продуктов питания, машин и механизмов для 
перерабатывающих предприятий, машин, механизмов и приспособлений   как  для  
приготовления,   так  и   для  приема  пищи. 
Другой неисчезающей потребностью, кроме питания, является потребность в защите - 
как индивидуальной, так и коллективной - от неблагоприятных воздействий окружающей 
среди. Сюда входят как одежда и обувь, так и здания и сооружения для коллективной 
защиты. Сюда же входят и санитарно-гигиенические мероприятия и "охрана окружающей 
среды", то есть обеспечение сферы обитания, которая не оказывает вредного воздействия на 
организм человека. 
Не следует думать, что данный подход упал на нас с неба. Впрочем, как знать... Автор 
данной работы принимал участие в разработке систем управления для систем 
жизнеобеспечения в космической медицине. Почти четверть века тому назад приходилось 
обращать внимание на то, что этот опыт мы можно использовать с целью разработки полной 
системы жизнеобеспечения для людей на Земле. В силу большой специализации и полной 
изолированности друг от друга ученых различных предметных областей этот замысел до сих 
пор не реализован. 
Автор  уверен   в  одном:   данная  работа  является  необходимой для всего 
Человечества    и  когда потребность  в  ней  станет  осознанной, сна  будет  проделана. 
В этой статье я преследовал лишь одну цель - показать, что такая работа выполнима, 
если мы УМЕЕМ Формировать ЦЕЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОГРАММЫ и управлять их 
реализацией. Этого УМЕНИЯ нам пока и не достает. Автор, являясь главным конструктором 
машинных информационных систем "Спутник - Скалар", предназначенных для управления 
подобными проектами, считает возможным их использование для СОЗНАТЕЛЬНОГО 
ПРОЕКТИРОВАНИЯ НАШЕГО ОБЩЕГО БУДУЩЕГО. Оно неотъемлемо от теории 
НАУЧНОГО КОММУНИЗМА, которая дает человечеству в руки способ сознательного 
проектирования собственного  жизнеустройства. 

Раскрытие темы "бюджета социального времени" - в одноименной статье П.Г.Кузнецова
http://www.situation.ru/app/j_art_814.htm
http://www.situation.ru/app/j_art_815.htm

Версия для печати [Версия для печати]

Гостевые комментарии: [Просмотреть комментарии (0)]     [Добавить комментарий]



Copyright (c) Альманах "Восток"

Главная страница