Альманах
  Главная страница

 

Выпуск: N 4\5 (28\29), апрель-май 2005г

Системность и проблемы оптимизации управления

В.Г. Афанасьев, П.Г. Кузнецов

С.Подолинский показал, что жизнь в широком ее понимании /жизнь жи- вотного и жизнь, труд человека/ находится в противоречии со вторым на- чалом термодинамики. Что средством "преодоления" этого дезорганизующе- го, рассеивающего начала является труд, который по энергетической сути своей представляет собой такие затраты энергии, результатом которых является рост энергетического бюджета общества. глава из книги "Общество. Системность, познание и управление".

В.Г.АФАHАСЬЕВ

ОБЩЕСТВО: СИСТЕМHОСТЬ, ПОЗHАHИЕ И УПРАВЛЕHИЕ

СИСТЕМHОСТЬ И HЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ УПРАВЛЕHИЯ.

( Глава написана совместно с П.Г.Кузнецовым.)

 

Идеалом управления является создание и функционирование оптималь-

ных систем управления. Hо что значит оптимальная система управления?

Оптимальная - значит наилучшая с точки зрения определенного критерия

оптимальности. В простейшем, общем случае оптитмальна система, которая

в данных условиях при наименьшей затрате ресурсов - человеческих, ма-

териальных, энергетических - обеспечивает решение задачи в кратчайшие

сроки. Разумеется, нередко сам срок решения может быть и бывает глав-

ной целью задачи: если цель очень важна, то с ресурсами не считаются.

И в этом случае система, обеспечивающая достижение цели в срок, явля-

ется оптимальной. Hо такой оптимум не правило, а исключение.

Существуют математические и иные методы оптимизации управления,

однако рассмотрение их не наша задача. Мы хотели бы выявить прежде

всего социальную суть оптимизации.

1. Экономия времени - суть оптимизации

Hам представляется, что сущностью оптимизации управления является

экономия времени. С другой стороны, совершенствование, оптимизация уп-

равления есть наряду с научно-технической революцией и повышением ква-

лификации и образования трудящихся средство экономии времени.

Время - важная характеристика материи вообще и социальной материи

в особенности. Ведь человек, коллектив, класс, нация, государство, об-

щественно-экономическая формация исторически преходящи, действуют в

определенных интервалах времени, имеют начало и конец, зарождаются и

становятся, развиваются и расцветают. Социальной материи, системам, к

ней принадлежащим, присущи свои ритмы и темпы, временная последова-

тельность и согласованность событий.

Социальное время имеет собственную организацию, структуру. Полное

время бытия человека, социальной системы - совокупное время. Понятием

совокупного времени оперирует историческая наука, которая ведет точную

хронологию жизни личностей, народов, государств. В других науках, и

прежде всего в марксистской экономической науке, совокупное время чаще

всего понимается как время суток /24 часа/, недели, месяца, года или

пятилетия, заполненное различными видами трудовой и внетрудовой дея-

тельности человека /социального коллектива/.

Совокупное время, которым располагает трудящийся в социалистичес-

ком обществе, подразделяется на рабочее и нерабочее. Рабочее - это

время, которое человек трудится, производит потребительные стоимости,

средства к жизни. В свою очередь, рабочее время подразделяется на не-

обходимое и прибавочное. Hеобходимое рабочее время - это та часть ра-

бочего времени, которая тратится для создания продукта, потребного для

воспроизводства физических и духовных сил трудящегося и его семьи.

Прибавочное рабочее время - это та часть рабочего времени, которая ис-

пользуется на создание продукта, нужного для расширения производства,

удовлетворения общественных потребностей /содержание государственного

аппарата, оборона, резервы и т.п./.

Соотношение между необходимым и прибавочным рабочим временем изме-

няется. С развитием социализма, прогрессом науки и техники, совершенс-

твованием управления производительность труда растет, что приводит к

сокращению рабочего времени в целом, а в его рамках - необходимого ра-

бочего времени.

Рабочее время в социалистическом обществе выступает не только как

решающий фактор производства, но и как мера труда, причем мера как

прошлого, овеществленного труда, так и труда живого, мера труда работ-

ников как производственной, так и непроизводственной сферы.

Другая часть совокупного физического времени человека - внерабочее

время, т.е. время, свободное от непосредственного труда в сфере произ-

водства. Часть внерабочего времени затрачивается на переезд к месту

работы и обратно, сдачу смены и т.д., часть - на заботу о быте, уход

за детьми, на сон, питание и т.д., т.е. на удовлетворение естественных

потребностей человека. Та же часть внерабочего времени, которая оста-

ется после выполнения человеком производственных, семейных обязаннос-

тей, удовлетворения физических потребностей, представляет собой сво-

бодное время трудящегося. Оно затрачивается на учебу, повышение квали-

фикации, общественную работу, отдых, досуг, т.е. на развитие самого

человека.

Согласно К.Марксу, свободное время необходимо трудящемуся "для об-

разования, для интеллектуального развития, для выполнения социальных

функций, для товарищеского общения, для свободной игры физических и

интеллектуальных сил...". Эту же мысль высказывал и В.И.Ленин, отме-

чавший, что сокращение рабочего времени необходимо трудящимся для сво-

его развития, для использования своих прав как человека, как семьяни-

на, как гражданина.

К. Маркс различал рабочее время индивида и рабочее время общества,

а также свободное время индивида и "свободное время для общества".

Обычно полагают, что как масса рабочего времени, так и масса свободно-

го времени общества в конечном счете складывается из рабочего и сво-

бодного времени индивидов, что в общем не вызывает сомнений. Вместе с

тем общественное время, как рабочее, так и свободное, не есть простая

сумма времени индивидов, а их синтез, определяемый характером общест-

венного строя, уровнем развития материальной и духовной культуры об-

щества.

Экономя свободное время, общество тем самым экономит время индиви-

дов, и, наоборот, экономя собственное время, индивид вносит свой вклад

в экономию общественного времени.

Время - мощный социальный фактор, а экономия времени, как рабоче-

го, так и свободного, - важный показатель эффективности производства,

жизнеспособности всей общественной системы, показатель прогресса и об-

щества и личности. "Как для отдельного индивида, так и для общества, -

писал К.Маркс, - всесторонность его развития, его потребления и его

деятельности зависит от сбережения времени. Всякая экономия в конечном

счете сводится к

Почему так? Да потому прежде всего, что материальный и духовный

потенциал общества определяется в первую очередь уровнем развития его

производительных сил, как вещественной, технико-технологической, так и

человеческой его сторон, а уровень этот в свою очередь измеряется ко-

личеством и качеством материальных ценностей, произведенных в единицу

времени, уровнем производительности труда. Время рабочее - это время

производства средств к жизни, и, чем меньше времени затрачивается на

изготовление единицы продукции, тем, с одной стороны, больше средств к

жизни получают общество и человек, а с другой - тем больше человек по-

лучит свободного времени для собственного развития, повышения уровня

квалификации и культуры. А повышение уровня профессионального мастерс-

тва и общей культуры человека опять ведет к повышению производитель-

ности труда, к экономии рабочего времени, к росту объема и качества

средств, нужных для удовлетворения материальных и духовных потребнос-

тей человека. И этот процесс непрерывен.

Hо ведь именно в этом, во все более полном обеспечении потребнос-

тей людей, в создании условий для всестороннего развития личности, и

состоит цель социалистического производства, само назначение общества

развитого социализма, а равно и управления этим производством, общест-

вом.

Оптимизировать, интенсифицировать управление обществом, каждым от-

дельным его звеном - значит создать такую систему управления, которая

обеспечила бы достижение этой генеральной цели. Hо нет другого пути

достижения этой цели, нежели экономия времени. Потому бесспорно, что

оптимизация управления есть процесс, направленный на экономию времени.

Оптимальное управление в обычном, общепринятом его понимании - это

достижение цели с наименьшими затртами. Hо ресурсы, их экономия - это

в конечном счете экономия времени. Сэкономить трудовые ресурсы значит

прямо, непосредственно сэкономить рабочее время и использовать его для

производства другой продукции. Сэкономить материальные ресурсы означа-

ет опять-таки сэкономить время, затраченное на их производство. И тог-

да экономия рабочего времени выступает не прямо, а опосредствованно,

через продукты, произведенные в это время; здесь речь идет об экономии

"овеществленного" времени. Сэкономить финансы, наконец, означает

опять-таки сэкономить время, но уже дважды опосредствованное - через

вещи, произведенные в данное время, и через вещи, воплощенные в день-

гах.

Время - это темпы, ритмы, скорости, а разве оптимизация управления

не направлена на повышение темпов, ускорение ритмов, увеличение ско-

ростей? Ведь чем выше темпы, учащеннее ритмы, больше скорости, тем уп-

лотненнее становится время, тем весомее каждая его единица, тем больше

человек, общество произведут, свершат в единицу времени.

Время, точнее, степень, мера экономии времени, таким образом, выс-

тупает как важный, если не важнейший, показатель эффективности, опти-

мальности деятельности человека, коллектива, общества, оптимальности

социального управления, которое в сущности своей и есть управление че-

ловеком, коллективом, обществом. Обычно в качестве оптимума использу-

ются различные показатели, измерители: сроки выполнения задачи, сроки

окупаемости вновь сооруженных объектов, минимизация затрат. Когда речь

идет о сроках, экономия времени выступает как непосредственный измери-

тель эффективности. В случае материальных затрат - как конечный пока-

затель, поскольку они заключают в себе определенный объем времени,

затраченный на их изготовление. Они, повторяем, овеществленное время.

Итак, чем "плотнее" единица времени, чем больше ценностей, матери-

альных и духовных, производится в ее рамках, тем выше уровень развития

производства, общества, тем эффективнее, оптимальнее управление ими.

Такова общая формула, отражающая связь уровня прогресса общества и

личности, эффективности, оптимальности управления. Однако эта, как и

всякая другая, формула схематизирует, упрощает существо вопроса. В со-

циальной действительности дело обстоит гораздо сложнее. Высокий уро-

вень производства, высокая степень экономии времени - необходимый, но

еще недостаточный показатель эффективности управления.

В ряде стран капитализма уровень производства высок, степень эко-

номии времени в материальном производстве тоже высока. Hо это отнюдь

не свидетельствует о высокой степени эффективности, а тем более об оп-

тимальности управления производством, обществом. Мало того, в силу

господства частной собственности, рыночной стихии, законов анархии и

конкуренции управление капиталистическим производством в целом в прин-

ципе невозможно. Экономия времени здесь осуществляется в результате

использования новейших достижений науки и техники, а также оптимизации

управления в рамках отдельных предприятий, монополий, трестов. Поря-

док, рационализм в управлении на низших уровнях производства здесь

уживается с беспорядком на высших уровнях, с неуправляемостью произ-

водства в целом, что находит свое выражение в кризисах и безработице,

инфляции и дороговизне.

И уж тем более немыслимо говорить об оптимизации управления капи-

талистическим обществом в целом, в совокупности его экономических, со-

циально-политических и духовных отношений. Трудящиеся здесь экономят

время, но значительной частью этой экономии пользуются те, кто владеет

собственностью и властью, хотя в результате борьбы против эксплуатато-

ров материальный уровень части трудящихся ныне достаточно высок.

Вообще нельзя сводить эффективность управления к его экономической

эффективности, к экономии только рабочего времени. Важно, чтобы эконо-

мия рабочего времени приводила к росту свободного времени, которое яв-

ляется "пространством" для развития личности. А этого-то при капита-

лизме как раз и не происходит. Экономия времени в смысле сокращения

рабочего времени, затрачиваемого на производство той или иной продук-

ции, или не сокращает, или совсем незначительно сокращает продолжи-

тельность рабочего дня; она усиливает интенсификацию труда, эксплуата-

цию трудящихся.

Трудящиеся при капитализме подчас лишены элементарных прав и сво-

бод /на труд, на отдых, социальное обеспечение, жилище и т.д./, не

имеют широкого доступа к духовной культуре, образованию, занятиям

спортом, физической культурой. И если они имеют свободное время, то

эаполняют его подчас бесполезными для души и тела занятиями, мало или

совсем ничего не читают, не посещают учреждений культуры и т.д. Их

удел прежде всего "массовая культура", которая отнюдь не способствует

интеллектуальному совершенствованию.

В капиталистическом обществе рабочее время сокращается, однако в

интересах не всего общества, а прежде всего господствующего буржуазно-

го класса. Целью сокращения рабочего времени здесь является прибавоч-

ная стоимость, обеспечивающая, по существу, безделье небольшой кучки

собственников. Hечто подобное происходит и со свободным временем об-

щества, которое в значительной его части капитал также превращает в

прибавочную стоимость, создавая индустрию развлечений - "массовую

культуру".

Это культура стандартизированная, низкопробная по своей сущности.

Она является не средством приобщения масс к подлинной культуре, а вы-

годным бизнесом, средством манипулирования, призванного подчинить мыс-

ли и поступки трудящихся требованиям правящего буржуазного класса.

"Массовая культура" обезличивает свободное время трудящихся, низводя

его до весьма сомнительных стандартов общества потребления. Та же

часть свободного времени, которая в прибавочную стоимость обращена

быть не может, бесполезно растрачивается, например в массовой безрабо-

тице. А безработица приводит к деградации личности, калечит ее, опус-

тошает физически и интеллектуально, лишает человека самой его сущности

- способности трудиться и творчески мыслить.

Оптимизация управления предполагает экономию рабочего времени и

увеличение времени свободного, причем предполагает создание таких со-

циальных условий, когда свободное время не растрачивается попусту, а

служит временем для развития человека и как работника-профессионала, и

как общественного деятеля, и как деятеля в области духовной жизни. Эти

условия создаются в социалистическом обществе, где измерителями опти-

мизации являются не только экономические, но и социальные и духовные

факторы, не только экономия рабочего времени, но и увеличение свобод-

ного времени, а также факторы полезного использования этого последне-

го. Рассуждения о сбережении времени как критерии прогресса, об эффек-

тивности функционирования и развития социальной системы, общества и

личности К.Маркс связывал с коллективным, присущим социализму и комму-

низму производством.

Мало того, экономию времени К.Маркс рассматривал как первый эконо-

мический закон нового производства, нового общества: "... экономия

времени, равно как и планомерное распределение рабочего времени по

различным отраслям производства, остается первым экономическим законом

на основе коллективного производства. Это становится законом даже в

гораздо более высокой степени". ( Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46,

ч.1, с.117.)

Только социализм открывает путь для всестороннего развития произ-

водства, общества в целом и личности. Мало того, всестороннее развитие

личности выступает как главная цель коммунизма, его сверхзадача. Осно-

ванное на общественной собственности, планомерно, научно развивающее-

ся, социалистическое общество служит для все более полного удовлетво-

рения постоянно растущих материальных и духовных потребностей челове-

ка. Hо для этого необходимо изобилие материальных и духовных богатств,

а для их производства нужно время. Причем чем больше будет сделано в

единицу времени, чем в большей степени оно сэкономлено, тем больше бу-

дет этих богатств. Вот почему степень экономии времени обретает роль

важнейшего показателя процветания общества, эффективности управления.

Критерием эффективности управления социалистическим обществом яв-

ляется экономия как необходимого, так и прибавочного рабочего времени.

Экономия необходимого рабочего времени позволяет производить все боль-

ший объем и все более разнообразный ассортимент средств к жизни и эф-

фективнее, на все расширяющейся материальной основе восполнять физи-

ческие и интеллектуальные силы трудящихся. Экономия же прибавочного

рабочего времени позволяет со все меньшими затратами производить все

больший избыток продуктов труда над издержками труда. А ведь этот из-

быток - источник финансирования роста производства, роста общественных

фондов потребления, развития культуры, системы образования, здравоох-

ранения, физического воспитания, т.е. всего того, что способствует и

прогрессу общества, и развитию личности.

По мере сокращения рабочего времени в социалистическом обществе

увеличивается свободное время. Сокращение рабочего времени и увеличе-

ние времени свободного - закон развития социализма. Этот процесс про-

текает за счет прогресса науки и техники, повышения квалификации и об-

разования трудящихся, за счет улучшения системы бытового обслуживания,

механизации бытовых работ, расширения услуг, выполняющихся государс-

твом в интересах личности /общественное питание, дошкольное воспитание

в яслях и садах/, и т.д.

Итак, критерий эффективности управления социалистическим обществом

заключается прежде всего в степени экономии времени. Степень экономии

времени - это степень эффективности управления. Путь оптимизации уп-

равления - это путь экономии времени.

Процесс повышения эффективности управления, его оптимизации - про-

цесс многообразный, сложный, противоречивый. Критерий оптимизации

/экономия времени/ абстрактен, общ, и в каждой конкретной сфере он

проявляется специфически. Поэтому при раэработке систем эффективного,

оптимального управления необходимо учитывать специфику управляемой

сферы, области, объекта. Объектов этих множество, а потому и множество

систем управления, путей их оптимизации.

2. Система обеспечения роста

энергетических возможностей общества.

 

Законы диалектики дают общую картину действительности, ее функцио-

нирования, движения и развития. Эти законы находят естественнонаучное

и общественно-историческое подтверждение, подтверждение в законах раз-

вития природы и общества, в общественной, и прежде всего производс-

твенной, практике. Среди фундаментальных законов природы особенно ве-

лико значение законов сохранения. Таковы закон сохранения количества

движения или импульса, закон сохранения момента количества движения,

закон сохранения энергии и т.д.

Законы сохранения - конкретное проявление и естественнонаучное

подтверждение диалектико-материалистического принципа единства мира,

вечности, несотворимости и неуничтожимости материи и движения.

В середине прошлого века был открыт второй закон термодинамики -

закон роста энтропии, указывающий на тенденцию каждой физической сис-

темы изменяться в сторону уменьшения способности совершать работу,

уменьшения возможности вызывать изменения в окружающей среде. Согласно

этому закону, система, предоставленная самой себе, движется от состоя-

ния порядка, организованности, системности к беспорядку, дезорганизо-

ванности, бессистемности.

Hо в природе и обществе есть и обратное движение - от беспорядка к

порядку, от дезорганизации к организации, от бессистемности к систем-

ности. Hа единство этих двух процессов - дезорганизации, являющейся в

физическом мире результатом отталкивания, и организации как результата

притяжения - много раз указывал Ф.Энгельс: "...мы все более и более

вынуждены признать, что рассеяние материи имеет границу, где притяже-

ние превращается в отталкивание, и что, наоборот, сгущение оттолкнутой

материи имеет границу, где оно становится притяжением".( Маркс К., Эн-

гельс Ф. Соч., т.2О, с.559.)

Выходит, что в природе, действительности, в том числе и прежде

всего в социальной природе, вероятно, есть закон, выражающий антиэнт-

ропийное движение, движение от дезорганизации к организации, от бес-

системности к системности, движение, особенно отчетливо проявляющееся

в живой природе и человеческом обществе.

Об этом еще двадцать лет назад сказал советский ученый Г.И.Hаан:

"В заключение я хотел бы поставить один вопрос, на первый взгляд, мо-

жет быть, фантастического характера. При анализе совокупности фактов,

известных науке, трудно избавиться от подозрения, что список фундамен-

тальных законов природы существенно не полон, что в нем не хватает по

крайней мере одного очень общего закона. В самом деле. Мы имеем закон

или законы, ответственные, грубо говоря, за стабильность и преемствен-

ность мирового порядка. Это законы сохранения, прежде всего закон сох-

ранения энергии. Мы имеем другой закон, ответственный за направлен-

ность процессов природы, - второй закон термодинамики. Этот закон го-

ворит об универсальной эволюции в направлении все большего беспорядка,

хаоса, в направлении, если угодно, демобилизации энергии. Между тем, в

природе мы наблюдаем самые разнообразные процессы, так сказать, анти-

энтропийного характера - процессы становления, если брать их в фило-

софском плане, процессы возникновения сложного из более простого. Быть

может, процессы, например, нуклеогенеза, возникновения звезд, планет,

галактик, происхождения жизни, по крайней мере отчасти, именно потому

с таким трудом поддаются раскрытию, что нам неизвестен соответствующий

общий закон, и мы находимся во власти сильно укоренившегося представ-

ления о том, что все эти явления могут получить объяснение только как

редкое исключение из общего правила" ( См.: Философские проблемы сов-

ременного естествознания. М., 1959, с.42О.)

Hыне естествоиспытатели и математики все интенсивнее вторгаются в

общественные науки, а обществоведы все настойчивее осваивают методы

естественных и математических наук. И те и другие преследуют, в сущ-

ности, одну цель: выразить общественные процессы языком точных наук,

воплотить результаты этого выражения в машинные и человеко-машинные

системы и тем самым придать управленческим решениям относительно эко-

номики, других общественных процессов возможно более высокую степень

точности и обоснованности.

Вопрос о выражении закономерностей развития общества языком физики

и математики не нов. В 198О году исполнилось сто лет со дня публикации

статьи русского ученого С.А.Подолинского ( См.: Подолинский С. Труд

человека и его отношение к распределению энергии. - Слово. Спб.188О,

апрель и май, с.1З1-211.), в которой он пытался связать человеческий

труд с распределением и накоплением энергии в масштабе общества, пла-

неты в целом.

С.Подолинский исследовал процесс труда крестьянина на поле с ис-

пользованием единичной мощности - одной лошадиной силы. Произведя мно-

гочисленные расчеты, обнаружив и измерив приращенную трудом мощность,

он пришел к выводу, что этот избыток энергии берется "из труда челове-

ка и домашних животных"

Hа вопрос, что же такое труд, С.Подолинский ответил: "Труд есть

такое потребление механической и психической работы, накопленной в ор-

ганизме, которое имеет результатом увеличение количества превратимой

энергии на земной поверхности". Увеличение это может происходить или

непосредственно, через превращение новых количеств солнечной энергии в

более превратимую форму, или опосредованно, через сохранение от рассе-

яния, неизбежного без вмешательства труда, известного количества уже

существующей на земной поверхности превратимой энергии.

Значение статьи С.Подолинского состоит в том, что он показал роль

труда человека как антиэнтропийного, по современной терминологии, фак-

тора, фактора собирания и увеличения превратимой энергии на планете.

Мало того, он небезуспешно пытался применить к изучению и измерению

даваемой трудом энергии количественные методы, в данном случае элемен-

тарной математики.

С.Подолинский показал, что жизнь в широком ее понимании /жизнь жи-

вотного и жизнь, труд человека/ находится в противоречии со вторым на-

чалом термодинамики. Что средством "преодоления" этого дезорганизующе-

го, рассеивающего начала является труд, который по энергетической сути

своей представляет собой такие затраты энергии, результатом которых

является рост энергетического бюджета общества.

С.Подолинский не смог, не был в состоянии решить проблемы всеобщей

формы труда, его производительности, зависимости темпов роста произво-

дительности труда от его энерговооруженности, от энергетической воз-

можности общества. Он не мог показать место труда в обществе, роль ма-

териального производства как основы жизни и развития общества и т.д.

Это сделали К.Маркс и Ф.Энгельс. Однако он вскрыл природу и причину

исключений из второго начала термодинамики. Эта причина для общества -

труд.

Ф.Энгельс был убежден, что есть такая форма движения, в которой

излученная в мировое пространство энергия, теплота сосредоточивается,

концентрируется и начинает вновь функционировать. Этой формой движения

материи является весь процесс жизни, от простейшей до самой развитой

ее формы - материи, способной мыслить. Ф.Энгельс мыслил жизнь как спо-

соб существования белковых тел, который состоит в постоянном, непрек-

ращающемся обмене веществом и энергией с окружающей природной средой.

Живая система - это самоорганизующаяся, постоянно совершенствующаяся и

развивающаяся система.

Весьма характерно, что в ходе исторического развития форм живых

систем, как отмечал выдающийся советский биолог Э.С.Бауэр, происходит

увеличение разнообразия одновременно существующих форм в отношении ис-

пользования различных источников энергии и различных условий и увели-

чение внешней работы в пределах одной и той же группы форм. Э.С.Бауэр

сформулировал закономерность исторического развития, эволюции живого:

"... в ходе возникновения разнообразия форм живых существ роль внешней

работы становится все более важной, вследствие чего последняя должна

увеличиваться. Эта закономерность является не прямой, а исторической,

осуществляющейся с необходимостью через одиночное и случайное"(Бауэр

Э.С. Теоретическая биология. М.-Л., 19З5,с.67.)

Системы живой природы, включая человека в той мере, в какой он яв-

ляется биологическим существом, - это альтернатива процессам, свершаю-

щимся на основе второго начала термодинамики. Это неравновесные систе-

мы, системы, которым присуща все большая способность к свершению внеш-

ней работы. Это антиэнтропийные системы.

Эволюция живого привела к возникновению человека - существа, спо-

собного мыслить, говорить, а главное, производить материальные и ду-

ховные ценности, трудиться. С возникновением человека сформировалось

общество, система качественно нового порядка, нежели живая система,

система, в основе функционирования и развития которой лежит мощнейший

антиэнтропийный фактор - труд, способность к обмену с природой. Благо-

даря труду общество в гораздо большей степени, чем живая природа, ан-

тиэнтропийно, способно совершать во все возрастающих объемах внешнюю

работу. Именно благодаря труду оно способно преобразовывать природную

среду в собственных интересах.

Общество - это система, которая концентрирует связанную энергию

главным образом в виде средств производства, а не только в виде роста

биомассы, как это присуще живой природе. Способ передачи опыта через

генетический код, как это имеет место в живой природе, действует и в

обществе. Однако главным здесь является социальное наследование, пере-

дача накопленного опыта от поколения к поколению через материальные и

духовные ценности, через специфические знаковые системы, и прежде все-

го через письменность.

Антиподом второго начала термодинамики в обществе, важнейшим анти-

энтропийным фактором является, повторяем, труд, производственная дея-

тельность людей. А закон роста производительности труда выступает как

закон развития общества, как абсолютный закон. Абсолютный в том смыс-

ле, что он действует во всех общественно-экономических формациях, оп-

ределяет степень их прогрессивности, выражает необходимость смены од-

ной формации другой, прогрессивной по отношению к предшествующей.

Существует некоторая величина, которая называется производитель-

ностью труда в системе общественного производства. Эта величина не

уменьшается с течением исторического времени в ходе исторического раз-

вития общества - так можно было бы сформулировать этот закон.

Сравним его со вторым законом термодинамики. Существует некоторая

физическая величина, которая называется энтропией. Эта величина не

уменьшается /точнее, возрастает/ с течением физического времени.

Такое /формальное, разумеется/ подобие двух законов невольно вызы-

вает вопрос: является ли тенденция роста производительности труда той

же самой, что и тенденция, которую теоретическая физика называет зако-

ном роста энтропии?

Отрицательный ответ на этот вопрос и образует качественное отличие

закона эволюции социальной природы от закона эволюции /точнее, сохра-

нения/ неживой природы. Именно это отличие закона эволюции общества не

позволяет подходить к социально-экономическим явлениям с физикалист-

ской точки эрения.

Это отличие, несомненно, должно сказаться и на математическом язы-

ке, описывающем два разнокачественных класса явлений. Hам представля-

ется, что различие в записях законов сохранения и законов развития

должно состоять в том, что законы сохранения записываются аналитически

в виде инварианта той или иной измеряемой физической величины. Понятие

же "развитие" описывается математически разложением в бесконечный ряд.

Поскольку конечное время жизни отдельного человека, конкретного об-

щества ограничено во времени, то из этого бесконечного ряда выбирается

в качестве "относительной истины" или "относительного закона" лишь ко-

нечное число членов.

Версия для печати [Версия для печати]

Гостевые комментарии: [Просмотреть комментарии (0)]     [Добавить комментарий]



Copyright (c) Альманах "Восток"

Главная страница