О ситуации в России
  Главная страница

Дата новости: 25.11.11

Стратегия развития образования до 2030 года – начинаем с Москвы

Коллектив НИИ инновационных стратегий развития общего образования, руководимый Ю.В.Громыко, разработал по заказу Департамента образования г. Москвы проект Стратегии развития московского образования до 2030 года. Это результат нашей исследовательской и проектной деятельности, апробированный на экспериментальных образовательных площадках Москвы. Наши предложения, с одной стороны, радикальны и предполагают фундаментальные изменения в столичном образовании, с другой – тщательно обоснованы и по нашему убеждению, вполне реализуемы в указанные сроки. Нам очень важно узнать Ваше отношение к предлагаемой Стратегии, будь то позитивное или негативное – чтобы знать, на чью поддержку мы можем рассчитывать в деле ее реализации.
Текст Стратегии размещен для открытого обсуждения у нас на сайте (http://nii.smdp.ru).
Коллектив НИИ ИСРОО

Источник новости: Сайт НИИ ИСРОО

Наш комментарий: Полный текст Стратегии развития московского образования - по ссылке на сайт.
Там вы можете разместить свои комментарии

1. Новые функции образования

1.1. Трансформация мира профессий – к чему должны быть готовы выпускники школы? Личностно организованные профессии и стратегические типы занятости

1.2. Формирование людей нового уклада

1.3. Организация жизненного самоопределения на основе проб, в том числе игровых, в различных сферах практики

1.4. Формирование способностей и компетенций

1.5. Формирование российской идентичности. Как достичь того, чтобы выпускник московской школы, зная два-три иностранных языка, был открыт миру, но хотел жить в России?

1.6. Формирование культуры здоровья

1.7. Формирование способности к диалогу с людьми иной культуры и к выстраиванию межнациональных и межконфессиональных отношений

1.8. Школа – инструмент социальной интеграции

1.9. Молодежная политика средствами образования. Пространство социального действия молодежи

1.10. Экопрактика и переосвоение территории мегаполиса; зоны молодёжной ответственности

2. Пути и средства (инструментальный блок)

2.1. Детско-взрослая образовательная общность и уклад школы

2.2. Диагностика, ориентированная на выращивание способностей

2.3. Московская модель оценки качества образования

2.4. Переход от индивидуальных образовательных программ по выбору к программам личностно проектируемым

2.5. Метапредметы: новый подход к содержанию образования

2.6. Метапредметная переработка предметного содержания

2.7. Научные исследования и разработки. Экспериментальные и инновационные площадки. Превращение новых образцов в массовую практику

2.8. Новый педагогический профессионализм – «размыкание» в другие сферы деятельности. Новые формы квалификации и оплаты педагогического труда

2.9. Новые формы организации управления сферой: сети и сообщества образовательных учреждений (детско-взрослых образовательных общностей). Включение родителей и представителей внеобразовательных сфер деятельности

2.10. Откуда должны появиться деньги на новые функции – источники и принципы

3. Как реализовать Стратегию: оргуправленческие решения

3.1. Международный опыт – зоны сопоставления, международное сотрудничество

3.2. Москва – локомотив развития образования РФ

4. Образование для всех: ступени и формы

4.1. Дошкольное образование

4.2. Общее и дополнительное образование

4.3. Высшее образование

4.4. Среднее профессиональное образование

4.5. Образование взрослых

5. Заключение: Москва как мировой Город образования – Пайдеяполис

6. Приложение: Потенциал, накопленный школами (интервью с директорами)


Стратегия развития московского образования до 2030 года: краткое изложение
Особенность текущего момента социокультурных изменений состоит в том, что завершается 400-летняя эпоха «образования по Яну Амосу Коменскому». Прежняя система образования уже не поспевает за новыми запросами промышленности, науки, искусства, личностными практиками духовного развития человека. В этот переломный момент чрезвычайно важно не следовать инерции прошлого, но вводить совершенно новые принципы образования. Такие, которые были бы соразмерны масштабным изменениям социокультурного и техно-промышленного уклада, ожидаемым через двадцать и более лет. Косметические изменения советского образования или механическое заимствование западных образцов, на основе чего компания Мак-Кинзи фиксирует, что «сегодня российская система школьного образования в целом относится к «неплохим» образовательным системам»,1 суть одно и то же, с точки зрения инерции прошлого. Необходимо создавать Будущее на очередные 400-500 лет вперед, отталкиваясь от понимания базовых принципов системы Коменского и их несоответствия современным условиям.

Мишель Фуко, рассматривая формировавшийся в течение последних трех веков механизм репрессивного контроля и власти, в качестве важнейших институтов его культивирования выделяет сумасшедший дом, тюрьму и школу. Величайшее цивилизационное завоевание человечества – институт школы, основанный на выдающихся идеях просветителя Яна Амоса Коменского – есть институт подчинения и утверждения социального порядка. Школа построена на тотальном контроле и внешнем принуждении. От этого не избавились и новейшие западные модели образования, встроенные в конвейерные процессы всеобщей «макдональдизации», новую форму тейлоризма. Они также реализуют принципы предсказуемости и просчитываемости, принуждения и контроля.

Это лишний раз доказывает: школу Яна Амоса Коменского с ее вседосматривающим контролем модернизировать бессмысленно. Ей должна быть противопоставлена кардинально другая парадигма – непредзаданная событийность Пайдеяполиса, Города Образования, с целым набором новых социокультурных функций, которые у сегодняшней школы, школы Я.А.Коменского отсутствуют.

Исходя из этого, нами и была выстроена общая структура Стратегии развития Столичного образования. Стратегия предполагает сначала 1) предъявление этих новых социокультурных функций (первый раздел), и только затем – проектирование нового образования 2) с его инструментальным блоком, который обеспечит формирование и закрепление данных социокультурных функций, запуск и поддержку новых образовательных практик (второй раздел Стратегии), 3) с его оргуправленческими решениями, необходимыми для реализации Стратегии (третий раздел), 4) с возрастными и предметными членениями образования (четвертый раздел), и, наконец, 5) с уже имеющимися практическими заделами по каждому из указанных блоков (пятый и шестой разделы, последний выстроен в форме интервью с директорами школ, уже включенными в построение Практик Будущего).

Каковы же те новые социокультурные функции, которых сегоднянет?

В проекте Стратегии они всесторонне выписаны и для каждой из функций предлагаются варианты инфраструктурного закрепления (они представлены в первом, втором и пятом разделах Стратегии).

1) Это – функция формирования людей нового техно-промышленного уклада. Она связана с целым рядом других функций – с включением учащихся в процессы обновления знаний, с формированием у школьников и студентов соответствующих способностей и компетентностей, с обеспечением самоопределения учащихся к перспективным типам занятости, с институциональной конвергенцией процессов развития образования, науки и промышленности.Все это предполагает создание специальных институтов, в которых молодой человек может: включаться в практику исследований под руководством опытных наставников; используя сложное научное оборудование и экспертизу учёных, участвовать в разработке технологических проектов в Школах генеральных конструкторов, на Детско-взрослых научно-образовательных производствах; выставлять на молодёжных ЭКСПО свои проекты, касающиеся производств будущего и новых стилей жизни; обсуждать серьезные научные и социальные проблемы в курсе учебных дисциплин, анализировать процессы изменения знаний и знаниевых миров в эпистемотеках и т.д.

2) Это – функция проектно-социального и коммуникативного общественного действия. Ее инструментальное закрепление предполагает создание молодёжных переговорных площадок с управленцами города, а также экспертных молодёжных советов и проектных агентств, которые могут выдвигать проектные идеи и анализировать управленческие решения власти Москвы. Молодежные переговорные площадки определяют зоны ответственности молодежи за развитие города. При наличии подобной функции молодой человек не отчуждён от власти, но активно участвует в формировании и осмыслении политики города, учится нести полную ответственность за принимаемые решения.

3) Это – формирование способности к диалогу с людьми иной культуры, иных ценностных систем и практики выстраивания межнациональных и межконфессиональных отношений. Кондопога, Манежка, Сагра – это только немногие из межнациональных конфликтов, последнего времени, получившие федеральную известность. Школа сегодня практически не решает этих проблем. Более того, в условиях многонационального мегаполиса конфликты начинают переноситься внутрь образовательных учреждений, мешая учебному процессу. Реализация указанной функции предполагает создание постоянно действующих институтов – групп межцивилизационного, межконфессионального, межэтнического диалога, диалога носителей разных гражданских ценностей по поводу проектов развития Москвы; формирование молодёжных групп справедливости, способных разрешать конфликты на основе их всестороннего анализа и формирования культуры ненасилия; разработку молодёжных проектов развития других территорий России (Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Центральной Азии); создание форумов идентичности с возможностью предъявления культурных проектов Москвы как русского международного полиэтнического города. Создание института развития русского языка как языка межэтнического общения.

4) Это – функция организации жизненного самоопределения. Пайдеяполис призван организовать для ребёнка, подростка, юноши возможность приобретения практического опыта в различных жизненных сферах. Реализация данной функции предполагает создание специальных институтов Пайдеи, где ребёнок, молодой человек может получить опыт действия в различных творческих пространствах и практиках будущего: в молодёжном оперном театре, киностудии, детско-взрослом банке, системе детско-взрослых наукоёмких производств, молодёжных КБ; предполагает формирование специальных профессиональных ассоциаций, готовых обсуждать с подростком изменения мира профессий в России и за рубежом, готовых вводить подростков в новые поля профессиональной деятельности. Сегодня лишь 30% выпускников вузов работает по специальности. Закрытый и апрактический характер школы Коменского вызывает у выпускников проблемы не только при выборе жизненного пути, но и с приобретением жилья, строительством семьи, организацией свободного времени.

5) Это – функция формирования российской идентичности. Как сделать, чтобы выпускник московской школы, зная 2-3 иностранных языка, был открыт миру, но хотел жить в России?Она предполагает создание международных молодёжных проектов, целенаправленных грантов на проведение в Москве общероссийских и международных проектных лагерей, а также выделение стипендий и грантов для краткосрочных учебных стажировок школьников и студентов в образовательных учреждениях любой страны мира, с обязательным требованием поделиться результатами стажировки и образовательной экспедиции со сверстниками в России, реализовать в Москве международный молодёжный проект. Это предполагает также создание в Москве, совместно с представителями других регионов проектной академии – центра по макетированию переосвоения России, создания в ней новых прорывных производств, инфраструктур, перспективных поселений, в том числе молодёжных городов с международной юрисдикцией.

6)Это – воспитание у детей и молодежи ответственности за собственное здоровье и освоение на протяжении всей жизни возрастных практик оздоровления. Создание информационных технологических систем, обеспечивающих экспресс-диагностику здоровья, создание институтов личного развития, обеспечивающих поддержку разработки программ личностного роста и накопления ресурсов здоровья для осуществления подобных программ, создание школ здоровья с системами самоуправления и группами проектирования стилей жизни (режима жизни, режима питания, физической активности, отказа от употребления никотина, наркотиков, алкоголя, разработку карт безопасности жизни в Москве и т.п.)

7) Это функция включения учащихся в экологические практики, практики планирования городского развития, перепроектирования и переосвоения территорий и исторических зон мегаполиса. Школьники и студенты могут участвовать в разработке проектов изменения архитектурно-градостроительного и природного ландшафта в Москве на основе знания истории Москвы, целей сохранения и возрождения биоразнообразия, формирования новых форм организации городского пространства. Для этого в Москве должны быть созданы и поддерживаться специальные экологические экспедиции, группы изучения историко-градостроительного наследия, проектно-ландшафтные агентства, архитектурные молодёжные бюро, осваивающие мировой опыт развития крупных городов и столиц мира.




Таким образом, Москва Будущего – это множество социокультурных функций, выращиваемых в инновационном секторе образования Москвы и инфраструктурно закрепляемых в виде новых институтов. Москва Будущего – это реально создаваемая на территории сегодняшней Москвы мировая столица образования.

Превращение Москвы в такую столицу предполагает три вещи одновременно: 1) то, что целый ряд образовательных практик существует только в Москве, 2) то, что по ряду параметров и достижений Москва опережает другие образовательные города мира и 3) наконец, то, что в Москве представлены, собраны и воспроизводятся образцы лучших выдающихся образовательных практик других стран.

Тому, как поддерживать новые образовательные практики в Москве и на основе них постепенно менять столичную систему образования в целом, посвящен инструментальный блок Стратегии. Он включает в себя описанию совершенно новых технологий работы, которые они получают инструментальное – обеспечивающее – значение при запуске образовательных практик будущего. Вопросы, обсуждаемые в этом блоке:

Детско-взрослая образовательная общность и уклад школы

Диагностика, ориентированная на выращивание способностей

Московская модель оценки качества образования

Переход от индивидуальных образовательных программ по выбору к программам личностно проектируемым

Метапредметы: новый подход к содержанию образования

Метапредметная переработка предметного содержания

Научные исследования и разработки. Экспериментальные и инновационные площадки. Превращение новых образцов в массовую практику

Новый педагогический профессионализм – «размыкание» в другие сферы деятельности. Новые формы квалификации и оплаты педагогического труда

Новые формы организации управления сферой: сети и сообщества образовательных учреждений (детско-взрослых образовательных общностей). Включение родителей и представителей внеобразовательных сфер деятельности

Откуда должны появиться деньги на новые функции – источники и принципы




Принципиально, что только теперь – после того, как качественные характеристики опережающего развития заданы, – мы имеем право обратиться к счетно-экономическим вопросам. Итак, откуда деньги?

Прежде всего, это – деньги государства, выделяемые на формирование инновационных компетенций, решение проблем российской идентичности, создание метакультуры, культуры здоровья, социальную интеграцию, новые профмиры.
Во-вторых, это – деньги бизнеса, выделяемые на формирование соответствующих практик: должен быть принят московский закон, устанавливающий для каждого бизнес-проекта, реализуемого на территории Москвы, требования от образования, в частности:
- разработку ТЗ на кадровое обеспечение проекта, где описывается требуемая квалификация кадров,
- описание проблем и задач, включаемых в программы средней и высшей школы, в решении которых данный бизнес-проект заинтересован,
- описание ТЗ (и финансирование в добровольном порядке) разработки обучающих игр, связанных с данным бизнес-проектом,
- вложение в инфраструктуру новых образовательных практик (содержательное и финансовое), связанных с тематикой бизнес-проекта; в идеале, организация детско-взрослого производства.
В-третьих, это – деньги родителей – на содержание личных образовательных программ, выходящее за определённую законом сумму финансирования
В-четвертых, это – деньги диаспор и конфессий – на метакультурные программы.
В-пятых, это деньги детско-взрослых производств, которые самоокупаемы – на развитие профессионально-технического сектора и программ НТТМ.



Большое значение в Стратегии играет ее четвертый раздел («Предметные и возрастные членения»), посвященный устройству того образовательного общества, кото­рое будет формироваться с опорой на все те новые социокультурные функции и образовательные практики, институты и технологии, оргуправленческие модели и решения, которые представлены в предшествующих разделах стратегии. Какова же его основная особенность? Об­разовательное общество — это, прежде всего, об­щество разных возрастных сред, где создаются уникаль­ные возможности для каждого из основных ант­ропологических периодов жизни найти для себя среду реализации целей данного воз­растного горизонта.

Так намечаемая Стратегия развития образования является одновременно стратегией развития общества и государства. Но это не политический, а метаполитический проект. В нём рассматриваются долгосрочные условия изменения политики на основе образования в стране, но без прямого вмешательства в текущие политические противостояния. Эти изменения связаны с появлением значительного числа людей, обладающих к периоду своей основной жизненной мобилизации – к 22-24 годам – иным набором компетенций и способностей, реализуемых в новых институтах. Это поколение будет обеспечено такой собственностью, которая не боится дефолтов и криминальных переделов – собственностью на трансфер технологий из одних систем практики в другие. Кроме того, у этих людей будет сформирована ценность жизни и работы в России в открытой информационной и знаниевой среде.



Все это – возможно, если уже сегодня начинать создавать специальные игровые плацдармы для серьёзной игры в институты будущего. Задача Пайдеи – познакомить молодого человека с отдельными фрагментами этого инструментального «Лего Будущего», включить его в их разработку, а также сформировать основы для стратегического мышления, проектной мыслекоммуникации, сценарного действия.



Москва может и должна стать своеобразным локомотивом развития Российской Федерации, задавая образец стратегического понимания своего назначения из фокуса образования. Москва – безусловно, мировой город, наряду с Лондоном, Нью-Йорком и Шанхаем, но сегодня – это мировой город, так сказать, второго эшелона. Он не сопоставим по значимости с Лондоном как финансовым центром или Шанхаем как центром развития Восточной Азии. Для того чтобы выйти в группу лидеров, Москве не хватает своего уникального лидерского направления в нынешнем этапе мирового развития. Таким уникальным лидерским направлением развития Москвы и через это – всей страны должно стать образование.

Главная страница