О ситуации в России
  Главная страница

Дата новости: 14.02.12

"Газпром" закрутил вентиль на "Эхе Москвы"

http://echo.msk.ru/programs/razvorot/858742-echo/
....вы это воспринимаете как черную метку, или предупреждение? – Валентин.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Я думаю, Валентин, что это демонстрация, безусловно, и даже может быть не столько нам...воспринимаю это, безусловно, как попытку откорректировать редакционную политику.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Я понимаю, что это не по инициативе "Газпром-Медиа", а по инициативе высших политических руководителей

Наш комментарий: с сайта ЭМ
14 февраля 2012 | 19:02
Душить будут постепенно, в несколько приемов. И аккуратно. Но задушат.

14 февраля 2012, 20:46
Радиостанцию "Эхо Москвы" могут вскоре ждать существенные изменения: во вторник стало известно, что основной акционер станции, холдинг "Газпром-Медиа", потребовал досрочно прекратить полномочия совета директоров "Эха" и заменить в нем независимых директоров. Спор между редакцией и владельцем СМИ, который продолжался, как выяснилось, с конца декабря, завершился в пользу мажоритарного акционера - выборы нового совета директоров пройдут не в июне, а в конце марта.

Журналисты "Эха Москвы" видят за решением "Газпром-Медиа" политический подтекст, а в холдинге заявляют о совершенствовании внутрикорпоративных процедур и обещают посты независимых директоров сохранить. Эксперты расходятся во мнении, станет ли в России одним независимым СМИ меньше, а кандидаты в президенты высказывают прямо противоположные эмоции в связи с ситуацией: от упреков "Эха" в клевете до желания оказать ему финансовую помощь.

ВЕНЕДИКТОВ ОСТАЕТСЯ

Информационную бомбу дня в начале десятого утра взорвал главный редактор "Эха Москвы" Алексей Венедиктов: в своем микроблоге в Twitter он сообщил, что "Газпром-Медиа" потребовал досрочной отставки совета директоров радиостанции и замены независимых директоров - Евгения Ясина и Александра Маковского. Венедиктов добавил, что он и его заместитель Владимир Варфоломеев покидают совет директоров, однако "вопрос об отставке с поста главреда не стоит".

По словам главного редактора, "Газпром-Медиа" не требовал его ухода. Венедиктов также напомнил, что именно он, а не совет директоров, отвечает за редакционную политику, дав тем самым понять, что она не изменится.

Вместе с тем он высказал мнение, что при новом совете директоров будет легче уволить главного редактора. "Легче будет уволить главного редактора... Сменился баланс в пользу "Газпром-Медиа", - сказал Венедиктов в эфире радиостанции, имея в виду поддержанные холдингом кандидатуры на пост независимых директоров.

"Я не доволен изменениями в совете директоров, они мне неприятны. Я понимаю, что это не по инициативе "Газпром-Медиа", а по инициативе высших политических руководителей", - заявил Венедиктов.

Главред также добавил, что не стоит поддаваться панике и, "главное, сохранять редакционную политику "Эха Москвы". "Эхо Москвы" - радиостанция с круглосуточным вещанием. Впервые вышла в эфир 22 августа 1990 года. Вещание распространяется на Россию, страны СНГ, Чикаго и Нью-Йорк. Аудитория составляет, по данным "Газпром-Медиа", 900 тысяч человек ежедневно. "Газпром-Медиа" принадлежит 66% акций ЗАО "Эхо Москвы", 34% - журналистам радиостанции. По данным СМИ, Венедиктову, который является главным редактором уже около 14 лет, принадлежат 18% акций.

В совет директоров ЗАО "Эхо Москвы" входят девять человек, в том числе четыре представителя компании "Газпром-Медиа", три представителя журналистского коллектива радиостанции "Эхо Москвы" и два независимых директора. Председатель совета директоров - генеральный директор ОАО "Газпром-Медиа" Николай Сенкевич.

Как пояснил в эфире радиостанции Венедиктов, по уставу редакции в случае досрочного прекращения полномочий главреда исполняющим обязанности становится либо первый заместитель, либо просто заместитель главреда - то есть Сергей Бунтман или Владимир Варфоломеев. При этом назначить нового главреда радиостанции совет директоров не может. Кандидатуру на пост главного редактора должен сначала утвердить коллектив радиостанции.

РАСПЛАТА ЗА КРИТИКУ?

Одну из первых версий происходящего предложили журналисты радиостанции. По их мнению, "Газпром-Медиа", инициировав смену совета директоров, таким образом отреагировал на критику в адрес радиостанции со стороны высших должностных лиц, прозвучавшую, в частности, от премьер-министра РФ Владимира Путина.

Глава правительства 18 января на встрече с главными редакторами покритиковал "Эхо Москвы", а затем отметил, что Венедиктов зря обижается на критику, и добавил, что часто слышит критические высказывания в свой адрес на радиостанции, но обиды не держит. Однако эту версию спустя несколько часов опроверг сам Венедиктов, который сообщил, что письмо от "Газпром-Медиа" о досрочной отставке совета директоров на радиостанции получили еще 30 декабря, то есть до критики со стороны премьера. Также эту версию полностью исключил пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков, который заявил РИА Новости, что перестановки в совете директоров "Эха Москвы" не могут быть связаны со словами Путина.

"Это не может быть связано с критикой Путина радиостанции", - сказал пресс-секретарь.

По его мнению, изменения объясняются, скорее всего, внутрикорпоративными изменениями.

"ГАЗПРОМ" ОБЕЩАЕТ НЕЗАВИСИМОСТЬ

Спустя несколько часов после заявления Пескова его слова подтвердили в пресс-службе "Газпром-Медиа", где особо отметили, что холдинг предлагает сохранить институт независимых директоров, равноудаленных от акционеров и редакционной политики, с возможностью их ротации.

"Речь идет о внутрикорпоративных процедурах в структуре "Газпром-Медиа Холдинга". Совет директоров - это орган акционерного общества, осуществляющий общее руководство хозяйственной деятельностью предприятия и выработку стратегических бизнес-задач.

Корпоративные стандарты "Газпром-Медиа Холдинга" предполагают, что во всех дочерних предприятиях холдинга в состав совета директоров входят бизнес-менеджеры. Именно этот стандарт предлагается реализовать и в ЗАО "Эхо Москвы". Поэтому холдинг выдвинул в состав совета директоров гендиректора "Эхо Москвы" Юрия Федутинова", - сообщили РИА Новости в пресс-службе компании.

В холдинге уточнили, что эти предложения планировалось вынести на очередное общее собрание акционеров "Эха Москвы" летом этого года, однако, "учитывая повышенное внимание с разных сторон к радиостанции в последнее время, холдинг счел целесообразным упорядочить применение корпоративных стандартов управления, не дожидаясь формальных сроков".

Голосование по новому составу совета директоров будет проведено на общем собрании акционеров ЗАО "Эхо Москвы" 29 марта, подтвердили в холдинге.

О достигнутой договоренности по списку кандидатов в новый совет директоров радиостанции заявили и журналисты-акционеры "Эха Москвы".

"В этом совместном списке мы сохранили институт независимых (не связанных с акционерами) директоров, поддержав кандидатуры Вадима Семенова, генерального директора Связьинвеста, и Евгения Трубина, бывшего генерального директора Лениздата", - говорится в сообщении, размещенном в блоге главреда "Эха Москвы" на сайте радиостанции.

По данным ряда российских СМИ, Семенов является однокурсником президента Дмитрия Медведева, который окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета в 1987 году.

Трубин, по данным СМИ, окончил юридический факультет ЛГУ в 1986 году.

ВЕРСИИ ЖУРНАЛИСТОВ

Один из независимых директоров "Эха Москвы", научный руководитель Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики (НИУ-ВШЭ) Евгений Ясин предполагает, что возможно усиление контроля за независимыми СМИ и, первым делом, за "Эхом".

"Я предполагаю, что речь идет о том, что руководство хочет установить контроль над независимыми средствами массовой информации. И первым делом над "Эхо Москвы" - отсюда такое требование (изменение в составе совета директоров)", - написал Ясин в своем блоге на сайте радиостанции. По его словам, к нему некоторое время назад по этому вопросу обратился Венедиктов, и Ясин предложил ему распоряжаться его постом, как он считает нужным.

"Алексей Алексеевич по этому вопросу выступил публично (коммюнике радиостанции "Эхо Москвы"). На мой взгляд, публичное выступление главного редактора означает, что мирного соглашения на самом деле добиться не удалось", - добавил Ясин.

В свою очередь президент редакции газеты "Известия", сопредседатель общественного совета "Честный выбор" Владимир Мамонтов сказал РИА Новости, что изменения в составе совета директоров у него не вызывают особой тревоги.

"Когда в совет директоров вместо него (Венедиктова) и Варфоломеева входит Юрий Федутинов, являющийся генеральным директором радиостанции, я какой-то паники и большой тревоги тут не испытываю", - сказал Мамонтов.

По его словам, совсем недавно он встречался с Венедиктовым, откровенно говорил с ним, но "никакой тревоги по этому поводу от него не услышал". По мнению Мамонтова, кадровые изменения в совете директоров - это, скорее, "внутрикорпоративные вещи", которые не отразятся на редакционной политике.

Гендиректор холдинга "Объединенные медиа", в состав которого входит радиостанция Business FM, Михаил Бергер считает, что досрочная отставка совета директоров прямо не повлияет на редакционную политику радиостанции. Однако он согласен с тем, что такую ротацию можно было провести без спешки, на очередном собрании совета директоров, которое планировалось на июнь. Поэтому кадровое решение, его демонстративность и выбор времени - пика предвыборной кампании, стоит рассматривать как определенный сигнал, полагает Бергер.

"Я не уверен, что нужно было делать это так, в пожарном порядке. Спокойно можно было дождаться по уставу срока смены совета директоров и в спокойном порядке на годовом собрании акционеров просто произвести некоторую ротацию. А так как это носит несколько демонстративный характер, это настораживает. Но я здесь не вижу трагедии", - отметил он.

"Главный редактор избирается редакцией, а не назначается советом директоров, поэтому состав совета директоров с редакционной политикой связан мало. Не могу сказать, что совсем не связан, но влияет не сильно и не прямо, поэтому рассматривать это как покушение на ту особенную, уникальную позицию, которую занимает "Эхо Москвы", я бы не стал", - добавил Бергер.

ПОЛИТИКИ РАЗОШЛИСЬ В ОЦЕНКАХ

Не обошли своим вниманием ситуацию вокруг "Эхо Москвы" кандидаты в президенты - Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский и Михаил Прохоров.

Зюганов считает, что радиостанция не сможет так же свободно вещать, как раньше.

"Эхо Москвы" давно как бельмо на глазу этой партии власти. Поэтому я не удивлюсь, если один совет директоров разгонят, а второй - назначат, потому что совет директоров финансирует все программы. Завтра захотите куда-то поехать или что-то решить, просто вам просто скажут: для этого нет денег. И будете помалкивать", - сказал лидер КПРФ на пресс-конференции в Москве. Жириновский на той же пресс-конференции эмоционально раскритиковал радиостанцию за необъективность.

"Почему я говорю: "Эхо Москвы" закрыть? Каждый день они клевещут на меня. Хорошее радио, но кто им дал право клеветать?.. То есть мы за демократию, но почему у вас демократия одних чернит, а других поднимает? Так не получится", - сказал Жириновский на пресс-конференции в Москве. Кандидат в президенты миллиардер Михаил Прохоров предложил "Эху" помощь в предоставлении кредита для выкупа акций радиостанции у "Газпром-Медиа".

Кроме того, он высказался за введение моратория на любые изменения в СМИ.

"Я предлагаю немедленно до выборов ввести мораторий на все перестановки и увольнения в составе редакций и руководящих органов всех СМИ. Потому что такие действия, так или иначе, являются формой политического давления на журналистов и по определению недопустимы", - заявил Прохоров. Начать переговоры о выкупе акций "Эха Москвы" у "Газпром-Медиа" предложила Венедиктову и владелица телеканала "Дождь" Наталья Синдеева.

Вице-спикер Госдумы, лидер думских единороссов Андрей Воробьев считает грядущие изменения в совете директоров радиостанции "Эхо Москвы" управленческим решением, которое никак "не связано с творчеством".

"Я более чем уверен, что это (кадровые изменения) никак не может быть связано с творчеством "Эха Москвы", - добавил он. Вместе с тем парламентарий отметил, что никто не может ограничивать права владельцев радиостанции принимать какие-либо решения.

ПОЛИТОЛОГИ: ВЛАСТЬ СЛЫШИТ "ЭХО"

Политологи разошлись в оценке ситуации вокруг радиостанции. По мнению одних, речь идет о кадровых решениях, которые не затронут редакционную политику столь нужного власти медиа-ресурса, другие, напротив, связывают перестановки в совете директоров с излишней оппозиционностью радиостанции. Политолог Евгений Минченко полагает, что перестановки почти не отразятся на редакционной политике радиостанции, которая выполняет важную для власти и общества функцию.

"Понятно, что "Эхо Москвы" достаточно радикально и, на мой взгляд, иногда необоснованно критикует партию власти. С другой стороны, я думаю, что "Эхо" выполняет очень полезную для власти функцию такого "выплескивания пара": ну вот есть радиостанция, там радикальная критика власти, все оппоненты находят там место", - сказал он РИА Новости.

По словам эксперта, наличие подобного медиа-ресурса - веский аргумент в ответ на критику об ограниченной свободе слова. "Западу всегда можно показать - когда говорят, мол, вот у вас нет свободы средств массовой информации - можно сказать: "Посмотрите, у нас есть "Эхо Москвы". Поэтому я думаю, что если и будут какие-то изменения в редакционной политике, то незначительные, потому что пользы для власти от "Эха Москвы" гораздо больше, чем минусов", - считает Минченко.

Политолог Алексей Макаркин, напротив, связывает произошедшие перестановки с редакционной политикой радиостанции. Он уверен, что если бы они были сугубо техническими, их не провели бы столь срочно.

"Радиостанция задумывалась как площадка для маленьких групп, в частности, для маргинальных либералов, которым надо получить отдушину. Сейчас ситуация изменилась... Оппозиция перестала быть маргинальной, они стали выходить на улицу. Власть к этому стала относиться с большей опаской", - сказал он РИА Новости.

Главная страница