О ситуации в России
  Главная страница

Гуманитарные науки: философия, психология, социология


Философия (перейти к подразделу)

Психология (перейти к подразделу)

Социология (перейти к подразделу)

Образование (перейти к подразделу)

Социальная философия и антропология [Информация и комментарии]

On Gilles Deleuze & Felix Guattari, A Thousand Plateaus Антонио Негри апр 2006    A Thousand Plateaus lays out the terrain on which the materialism of the twenty-first century is redefined. We think that it is possible to identify here (in A Thousand Plateaus seen through the pedagogical essay) the fundamental elements of the renewal of historical materialism, in function of the new dimensions of capitalistic development, namely this plane of maximum abstraction (the "real subsumption" of society in capital) to which it leads, and on which social struggles today are reformulated. This, without ever forgetting that in Deleuze and Guattari's philosophy of the sciences of spirit, just as in historical materialism, one finds the same ethical and political demand for the liberation of human power. Which, then, is the productive context in which we are moving and from which historical materialism can and must be renewed, as basis of the sciences of spirit?
A Thousand Plateaus gives an explicit answer to this query. Through the extent and the complexity of the analyses it develops, it sketches out the very plane that Marx tendentiously identified in the "Fragment on Machines" of the Grundrisse, which he defined as the society of "General Intellect". It is a plane on which the interaction of man and machine, society and capital, has become so narrow that the exploitation of material, salaried, and temporally quantifiable labor becomes obsolete, incapable of determining a valorization, a miserable basis of exploitation in the face of the new social, intellectual and scientific forces upon which the production of wealth and the reproduction of society rest exclusively, henceforth. A Thousand Plateaus records the fulfillment of the tendency analyzed by Marx, and develops historical materialism within this new society.
Издания: Альманах "Восток" N 100 , 2005 г
[Статья и комментарии]

Теория равновесия Богданова и Бухарина , системный подход и теория самоорганизации систем В.В. Юшманов апр 2006    Наиболее важной для нас является изложенная в "Тектологии" концепция (принцип) "подвижного равновесия" систем. Любая из них, по А.А. Богданову , характеризуется отношениями как "внутри нее - между всеми ее частями", так и между нею "как целым и ее средой, т.е. всеми внешними системами". Равновесной же или "системой равновесия" является та из них, "которая сохраняет свое данное строение в данной среде". Взаимодействие с последней осуществляется в форме "подвижного равновесия обмена веществом и энергией между неживым или живым комплексом и его средой". Поскольку среда постоянно изменяется, то комплекс может устойчиво существовать и развиваться только тесно взаимодействуя с ней. Для характеристики этого взаимодействия А.А. Богданов вводит понятия "консервативный" и "прогрессивный" отбор ("подбор") элементов. Издания: Альманах "Восток" N 100 , 2005 г [Статья и комментарии]

Особенности культуры глубинного общения Г.С. Батищев мая 2006    Здесь была предпринята попытка очертить особенности культуры глубинного общения. Естественно, что изложение ставит больше вопросов, чем дает ответов. В наибольшей степени это касается заключительного наброска семи универсалий этой культуры - (наброска сугубо прдварительного, призванного лишь стимулировать новые размышления и искания в намеченных, или иных направлениях, отправляясь от предложенного здесь). Проблематика такого рода требует к себе чрезвычайно сдержанного, недерзкого отношения, тщательной взвешенности каждого шага, но вместе с тем она таит в себе ожидающие нас открытия, включая и судьбически-личностные, - открытия необычайные и парадоксальные. Издания: Альманах "Восток" N 3(39), май 2006г [Статья и комментарии]

Основные геоцивилизационные вызовы и гуманитарные технологии в условиях неопределённости целей Российского государства Ю.В. Громыко, Джонатан Тенненбаум авг 2005    Cегодня мы может рассматривать разные концептуальные варианты анализа наследия П.Г. Кузнецова, например, в докладе С.П. Никанорова, в работах Б.Е. Большакова, в статьях г. Джонатана Тенненбаума.
Обзор докладов II Симпозиума
Издания: Альманах "Восток" N 7\8 (31\32), июль-август 2005 г
[Статья и комментарии]

Толстой и мир Л.В. Карасев дек 2005    Если следовать той логике, которая заложена в: романе, то выходит, что объединению подлежат не человек и смерть, и даже не человек и Бог, а человек и Мир. Участия Бога в устройстве мира Толстой не отрицает, но как-то само собой выходит, что мир в его понимании становится то ли синонимом Бога, то ли чем-то большим чем Бог. Силе мира необходимо противопоставить, или присоединить силу человека, который не просто "принимает" мир , но стремится изменить его к лучшему. Мир наваливается на людей, и они должны ответить ему. "Всем миром навалиться хотят" - слова, сказанные до поводу наступающих французов, применимы и к общей толстовской, ситуации, противостояния человека и мира. Если всем миром навалиться, тогда и мир можно одолеть. Вернее, одолеть не сам мир, а царящую в нем смерть. Издания: Альманах "Восток" N 11\12 (35\36), ноябрь-декабрь 2005г [Статья и комментарии]

Affective Bodies, Intensity, and Bush-in-Relation Интернет янв 2006    Bush's "unspeakability" forces the question that we must inevitably revisit: Is Bush thoughtless? According to a 2003 poll cited in Britain's Sunday Times, 37% of Brits responded that Bush is "stupid" (Bohan). Likewise, recall how the spokeswoman for Canadian Prime Minister Jean Chrйtien felt about Bush: "What a moron" (McIlroy). As Salon's Kamiya wittily remarks: "Welcome to the wonderful world of George W. Bush's brain, where it's always Casual Friday!" Is Bush thoughtless? Perhaps. But as Gatens and Lloyd point out, it is important to remember that the Spinozist understanding of body is not in opposition to mind. Spinoza does not advocate a turn toward the body in an effort to move away from rationality or logic. Rather, for Spinoza, mind is constituted through the body's relations and its awareness of those relations through the imagination. Indeed, imagination--a term that is important in Spinoza's ontology--is the "coming together of mind and body in the most immediate way: mind is the idea of body" Издания: Альманах "Восток" N 2(38), март 2006г [Статья и комментарии]

Глоссарий - 100 (4) Интернет янв 2006    emergence, identity, morphogenes Издания: Альманах "Восток" N 1(37), январь 2006г [Статья и комментарии]

Глоссарий - 100 (5) Интернет янв 2006    natural form, narraive, mapping Издания: Альманах "Восток" N 1(37), январь 2006г [Статья и комментарии]

Пьер Бурдьё. Вечный бой с агентами невежества А. Кустарев, Интернет фев 2005    "Может быть, всего только три человека не скурвились и не продались в поганые 1990е годы - Хомски, Негри и Бурдье" Издания: Альманах "Восток" N 1\2 (25\26), январь-февраль 2005 г [Статья и комментарии]

Главная страница