О ситуации в России
  Главная страница

Философия


Диалектика (перейти к подразделу)

Хлебы земные и совесть С.Г. Кара-Мурза апр 2003    Вытеснение натурального хозяйства рыночной экономикой, разрушение оков общинности и сословного государства и становление гражданского общества породили и новый способ господства - путем манипуляции общественным сознанием. Издания: Журнал "Философия хозяйства", апрель 2003 [Информация и комментарии]

Что есть человек? Или истоки кризиса культуры в России С.Г. Кара-Мурза янв 2003    При продолжении нынешнего хаоса в духовных установках культурная эрозия и уход в небытие грозят, на мой взгляд, именно антисоветскому патриотическому течению. [Информация и комментарии]

Возможно ли "общее дело"? С.Г. Кара-Мурза июл 2001    Во время тяжелых кризисов во власти и в кругах лояльной элиты возникает иллюзия, что можно отыскать какое-то магическое слово или устроить какое-то <общее дело> - и народ забудет про свои беды, перестанет хлестать водку и умирать. Наоборот, сплотится вокруг лидеров и начнет <выходить из кризиса>. Издания: Июнь 2001, газ. <Россия> [Информация и комментарии]

Солидаpное общество или сословность? С.Г. Кара-Мурза фев 2000    Мы не знаем, как выйти из заколдованного круга. Да, реформа провалилась, и наше общество не раскололось на классы. Слава Богу, нас не загнали в этот тупик. Но если нам удастся вернуться на путь построения солидарного общества типа советского, то через какое-то время в нем начнет восстанавливаться сословность. Издания: (Жуpнал "Русский дом", N 2, 2000) [Информация и комментарии]

Нужен смысл С.Г. Кара-Мурза ноя 1999 (приблизительно)    Конец века для человечества - как день рождения для человека. Даже самый грубый человек в этот день задумается и взгрустнет о тех ошибках, что он совершил за год, о своих грехах и злых делах. Оглянется назад, подведет что-то вроде итога. Издания: (газета "Завтра" - N 42, 1999 года) [Информация и комментарии]

Правила ведения дискуссий и споров на форуме С.И.Поварнин, Д. Кропотов 2001    Краткий конспект книги С.И.Поварнина "Искусство спора". Исполнил - Дмитрий Кобзев. [Информация и комментарии]

ЧЕЛОВЕК КАК МЫСЛЯЩЕЕ СУЩЕСТВО или ОПРАВДАНИЕ РАЗУМА В.В.Чешев 1999    Человек является существом, наделенным мышлением и сознанием и по этой причине он не может вести жизнь бессмысленную. Как утвер-ждал великий Ф.М.Достоевский <тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить. Издания: Томский государственный архитектурно-строительный университет [Информация и комментарии]

Новейший философский словарь. Составитель и главный научный редактор А.А. Грицанов "Новейший философский словарь" включает в себя около 1000 аналитических статей, охватывающих как всю полноту классического философского канона, так и новейшие тенденции развития философии в контексте культуры постмодерна. Словарь предназначен для специалистов в области философии, культурологии, социологии, психологии, а также для аспирантов и студентов гуманитарных специальностей. Издания: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003. [Информация и комментарии]

"Круглый стол", в Государственной Думе 4 декабря 2001 года П.Г. Кузнецов HTML | ZIP(MS Word) | HTML(Внешний) Настоящее издание содержит выступления участников "круглого стола", проведенного в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Феде­рации 4 декабря 2001 года, а также статью П.Г.Кузнецова "О смысле жизни человечества", которая фактически стала его завещанием тем, кто решает сегодня сложные задачи проектирования будущего [Информация и комментарии]

ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ (логика развития гносеологических учений) В.В.Чешев 2003    Для философии вопрос о природе познания и формах его про-явления является фундаментальным и традиционным. Сложность и важность проблемы обусловлена тем, что в познании раскрывается природа человека, и гносеологическое исследование оказывается неотделимым от антропологического. Учение о познании есть, по сути, органическая часть философского учения о человеке. Издания: Томск [Информация и комментарии]

Что есть человек? Или истоки кризиса культуры в России (часть 1) С.Г. Кара-Мурза июл 2003    Перестройка и «реформы» явились громадной культурной программой - программой слома культурных оснований целой цивилизации, каковой был СССР (и до него Российская империя). В этой программе соединились - иногда разделяя функции и даже враждуя, а иногда делая одно дело - два антисоветских течения в нашей интеллигенции. Условно их называют «демократами» и «патриотами». Издания: Альманах "Восток" N 4, июль 2003 года [Статья и комментарии]

Что есть человек? Или истоки кризиса культуры в России (часть 2) С.Г. Кара-Мурза авг 2003    Продолжение. Начало в № 4 Издания: Альманах "Восток" N 5 август 2003 [Статья и комментарии]

Философия для физтеха С.П. Никаноров дек 2003    "я обрисовал состояние диалектики, диалектической методологии. Позитивистские формы - это побочное явление в философии. Позитивистские - это реакция на неудовлетворительной развитие философии. Главное -это развитие диалектических методов. И объяснил, какова природа проблем, которые имеются в этой области. Масштаб, сложность и значение этих проблем."
курс из 7 лекций Спартака Петровича НИКАНОРОВА
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ - КЛЮЧ К ИНСТРУМЕНТАЛИЗАЦИИ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ(2003)
Издания: Альманах "Восток" N 9\10 декабрь 2003 года
[Статья и комментарии]

Философия для физтеха (окончание) С.П. Никаноров дек 2003    заключительная лекция курса. Начало см.в N 9\10 Издания: Альманах "Восток" N 11\12, декабрь 2003 года [Статья и комментарии]

О соотношении мышления и языка Э.В.Ильенков дек 2003    Подведение итогов "Загорского эксперимента" Издания: Альманах "Восток" N 9\10 декабрь 2003 года [Статья и комментарии]

Работа В.И.Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма»: современное прочтение С.Г. Кара-Мурза дек 2003    «Империализм…» отразил второй план в процессе преодоления В.И.Лениным рамок классического марксизма и развития представлений, прямо касающихся судьбы периферийных стран мировой системы. Издания: Альманах "Восток" N 9\10 декабрь 2003 года [Статья и комментарии]

О мракобесии А.Мартов авг 2004    В последнее время стало популярным использование в полемике термина «мракобесие». Однако значение и сущность данного термина хоть и интуитивно понятны, но не определены строгим научным образом, а значит в какой то мере покрыты туманом. В настоящей статье мы делаем попытку прояснить туман, ответив на следующие вопросы: что такое мракобесие? насколько оно опасно? каковы причины, заставляющие людей погружаться в пучину мракобесия? и, наконец, самый актуальный вопрос – существуют ли и каковы методы борьбы с мракобесием? Издания: Альманах "Восток" N 8(20), август 2004г [Статья и комментарии]

Тюремные тетради (II). Философия практики и современная культура А.Грамши фев 2005    Задача, которая была основной, учитывая характер новой философии, поглотила все силы не только количественно, но и качественно; именно из «дидактических» соображений новая философия вошла в сочетание, принявшее форму культуры, несколько более высокой, чем средняя народная культура , но абсолютно непригодной для борьбы с идеологиями образованных классов, в то время как сама эта новая философия родилась как раз для того, чтобы превзойти самое высокое проявление культуры того времени Издания: Альманах "Восток" N 1\2 (25\26), январь-февраль 2005 г [Статья и комментарии]

Практики создания будущего в России: постановка проблемы и вариант ее решения системомыследеятельностной методологией Громыко Ю.В. окт 2008    Если мы стоим на точке зрения, что развитие возможно и необходимо, мы вынуждены решать данную сложную проблему- создавать условия для развития. Этими условиями развития является одновременно улавливание в сознании возможности более сложноструктурированного целого- импульса наращивания более сложного жизненного целого, но следующего шага продвижения этого целого, целого взятого в его динамике и предъявление мыслительной формы, которая обнаруживает эту прнципиально большую усложнённость целого. Это улавливание жизненного целого большей сложности предполагает выявление той реальности жизни, в которой мы находимся, взятой в её всеобъемлимости на основе преодоления всякой нашей частичности. Таким образом источники развития находятся в самой исходной ситуации, которая схватывается сознанием. Этот момент соотнесённости открытого к будущему сознания и сложившихся представленных во всём разнообразии форм жизни мы называем жизнестратегией. Жизнестратегия состоит в обнаружении неизбывного источника жизни, красоты, справедливости и силы во всякой сложившейся ситуации и, следовательно, роста количества населения. Издания: Альманах "Восток" N 3(44), октябрь 2008г [Статья и комментарии]

Философия практики и современная культура А.Грамши фев 2005    В позитивном плане встает вопрос о том, кто должен будет решать, что определенное моральное поведение более всего соответствует определенному этапу развития производительных сил. Конечно, нельзя говорить о том, что для этого необходимо сотворить особого «папу» или создать компетентное бюро. Руководящие силы будут порождаться уже тем обстоятельством, что мысль будет нацелена в этом реалистическом направлении, и порождаться они будут в результате столкновения различных точек зрения, и не «надуманным» и «искусственным», а «естественным» образом. Издания: Альманах "Восток" N 1\2 (25\26), январь-февраль 2005 г [Статья и комментарии]

Интервью с Ю.И. Семеновым. Часть 1 Ю.И. Семенов, В. Коробов, А.Мартов дек 2003    Короче говоря, это общество антагонистическое, но в силу его достаточной развитости вот такого резкого, абсолютного между верхами и низами… Тем более, что ещё характерно было, это высокая социальная мобильность. Человек из самых низов мог пробиться до членов политбюро. Издания: Альманах "Восток" N 9\10 декабрь 2003 года [Статья и комментарии]

Глоссарий - 16 В.Кемеров, другие авторы апр 2004    Социальность, Культура, Воспроизводство, Кооперация, Рекурсивность, Социальные Процессы, Социальные Формы, Социальные связи, Совместное и Разделенное, Формации, Традициооное общество, Традиционализм ("Современный философский словарь" начало глоссария см. http://www.situation.ru/app/j_art_260.htm Издания: Альманах "Восток" N 4(16), апрель 2004г [Статья и комментарии]

Тюремные тетради (III). "Анти-Бухарин" А.Грамши дек 2004    Не рассмотрен фундаментальный пункт: как на основании базиса возникает историческое движение. А между тем проблема намечена в «Основных вопросах» Плеханова, и ее можно было бы развить. Это узловая из всех проблем, связанных с философией практики, и, не решив ее, нельзя решать другой, которой в «Очерке» посвящена целая глава, — о соотношении общества и «природы». Издания: Альманах "Восток" N 12(24), декабрь 2004г [Статья и комментарии]

Интервью с Ю.И. Семеновым. Часть 2 Ю.И. Семенов, В. Коробов, А.Мартов дек 2003    Живая душа марксизма - это конкретный анализ ситуации, а метод - это философия марксистская. Издания: Альманах "Восток" N 9\10 декабрь 2003 года [Статья и комментарии]

Интервью с Ю.И. Семеновым. Часть 3 Ю.И. Семенов, В. Коробов, А.Мартов дек 2003    Философия - двоякая вещь. С одной стороны, философия есть исследование. И в этом смысле она создаёт теории, решает проблемы и делает открытия. А с другой стороны - философия является учением, идеологией, которая выражает настроение, интересы чьи-то и прочее. Издания: Альманах "Восток" N 9\10 декабрь 2003 года [Статья и комментарии]

Тюремные тетради (III) Анти- Бухарин (окончание) А.Грамши дек 2004    философия практики изучает машину ... постольку, поскольку она является элементом материальных производительных сил, объектом собственности определенных социальных сил, поскольку эта собственность выражает общественные отношения, а эти последние свойственны определенному историческому периоду. Совокупность материальных производительных сил — наиболее стабильный элемент в процессе исторического развития, его можно каждый раз математически точно определить и измерить, он может быть ...критерием экспериментального порядка, подспорьем для воссоздания каркаса исторического становления. Изменчивость совокупности материальных производительных сил тоже измерима, и можно установить с определенной степенью точности, когда ее развитие переходит из количественной фазы в качественную. Совокупность материальных производительных сил является одновременно кристаллизацией всей прошлой истории и базой настоящей и будущей истории, документом и вместе с тем активной современной движущей силой. Но понятие активности этих сил не следует смешивать или пытаться сравнивать с активностью в физическом или метафизическом смысле. Издания: Альманах "Восток" N 12(24), декабрь 2004г [Статья и комментарии]

Мышление интеллигенции и поддержка экономической реформы: отход от рациональности (ч.1) С.Г. Кара-Мурза авг 2004    В России делается или, как минимум, декларируется попытка вместить ее хозяйство в структуры либеральной экономики («вернуть в лоно цивилизации»). Проект этот по глубине несопоставим с революцией Октября 1917 года. В Советской революции претензии ограничивались изменением социально-экономического уклада и идеологии. Сейчас речь идет о смене типа цивилизации. Издания: Альманах "Восток" N 8(20), август 2004г [Статья и комментарии]

Горечь сладости, или нативная антропология Запада (ч.1) М. Салинс авг 2004    Книга Сиднея Минца «Сладость и власть» (1985) стала для меня важной вехой потому, что автор взял на себя смелость рассмотреть капитализм как культурную экономику. В этой книге антропология находится в центре истории в двух ипостасях: во-первых, в качестве академической научной дисциплины, какой мы ее знаем и любим, а во-вторых, в виде того, что можно назвать нативной антропологией западного общества, туземных представлений о бытии человека, которые на определенном историческом этапе дали сладости ее экономическую функциональность. Об этой нативной Западной антропологии я и хотел бы поговорить в этой статье в связи с классической книгой Минца и в связи с антропологией как научной дисциплиной. Издания: Альманах "Восток" N 8(20), август 2004г [Статья и комментарии]

Горечь сладости, или нативная антропология Запада (ч.2) М. Салинс сен 2004    Окончание. Издания: Альманах "Восток" N 9(21), сентябрь 2004г [Статья и комментарии]

Исторический путь евразийства как идейно-политического течения (ч.1) А.В. Самохин мар 2004   

Евразийство не только нельзя считать отжившим учением, но наоборот, его надо считать находившимся в состоянии временного анабиоза, с самыми благоприятными и обнадеживающими перспективами.

Вл. Н. Ильин Издания: Альманах "Восток" N 3(15), март 2004г [Статья и комментарии]

Исторический путь евразийства как идейно-политического течения (ч.2) А.В. Самохин мар 2004    Окончание.

Только современное левое евразийство сохранило настоящую системность, хотя и отказалось от обретения политического лица, связав свою судьбу с КПРФ. Издания: Альманах "Восток" N 3(15), март 2004г [Статья и комментарии]

Утверждение левых евразийцев Р.Р. Вахитов мар 2004   

Мы говорим здесь о левом евразийстве как о уже свершившемся факте. Так оно и есть, современное левое евразийство уже существует – как масса беспартийных соратников КПРФ – но оно до сих пор не осознавало себя как левое евразийство. Самоосознание поможет лучшему пониманию своей позиции. Издания: Альманах "Восток" N 3(15), март 2004г [Статья и комментарии]

Характеристика аспектов Марксовой диалектики , служащих подспорьем для диалектики творчества Г.С. Батищев ноя 2004    Высота действительного совершенства, человека измерима именно богатством его предметных отношений, их сложностью и многомерностью. Деятельность предметна вовсе не в том смысле, что она имеет перед собою только одни лишенные объектно-ценностных качеств и измерения, «сырьеподобные» объекты-вещи (объектно-вещное бытие)
из вводной главы работы "Диалектика творчества"
Издания: Альманах "Восток" N 11(23), ноябрь 2004г
[Статья и комментарии]

Был ли Плеханов отцом русского марксизма? Э.Адамовский дек 2003    Н.Ф.Даниэльсон в истории русской политической мысли Издания: Альманах "Восток" N 9\10 декабрь 2003 года [Статья и комментарии]

Марксова типология социальных связей Г.С. Батищев ноя 2004    К. Маркс говорит именно об этом специфическом типе общности как о преодолевающем овещнение и расщепление деятельности на частичные роли — уже для всех индивидов: “Это не осуществимо без органической общности. Только в органической общности обретает каждый индивид средства всестороннего развития своих задатков и продвижения толысо в органической общности, следовательно, возможна личная свобода"
Продолжение публикации "Диалектики творчества", начало см.в предыдущем номере
Издания: Альманах "Восток" N 11(23), ноябрь 2004г
[Статья и комментарии]

Проблема общечеловеческой солидарности в русской культуре В.В. Чешев мар 2004   

Одной из причин обращения к проблеме общечеловеческой солидарности является нарастающий процесс глобализации. Глобализация есть по своей сути процесс объединения человечества, совершающийся в масштабах всего земного шара. Издания: Альманах "Восток" N 3(15), март 2004г [Статья и комментарии]

Марксизм и неомарксизм в 20 веке В.Г. Арсланов, С.Н. Мареев дек 2003    "Марксизмов" было много, и по поводу некоторых из них можно сказать словами Маркса: если это марксизм, то тогда я не марксист. Тем не менее, чисто формально "марксизм" XX века принято связывать с официальной идеологией и наукой бывшего СССР и социалистического лагеря. Что касается "неомарксизма", то он возник из сознательной установки на трансформацию марксизма или синтез его с другими направлениями философской мысли. Издания: Альманах "Восток" N 9\10 декабрь 2003 года [Статья и комментарии]

Познающее тело. Новые подходы в эпистемологии Елена Князева, Алексей Туробов апр 2006    С конца 80-х — начала 90-х годов интенсивно развивается так называемый телесный подход в когнитивной науке. Его сторонники, большинство которых работают в США, ощущают себя новаторами в своей области знания. В этой статье мы хотим, во-первых, рассказать об основных положениях такого подхода, во-вторых, вспомнить о созвучных ему идеях ряда предшественников и, в-третьих, раскрыть существо некоторых проблем, которые наиболее рельефно высвечиваются под новым углом зрения.
Когнитивная наука (cognitive science) — междисциплинарное направление научных исследований, охватывающее все те научные дисциплины, которые изучают человеческое сознание и его нейрофизиологическую основу — мозг — во всех их проявлениях. Она использует исследовательские результаты и данные эволюционной биологии, нейрофизиологии, психологии, в первую очередь когнитивной психологии и генетической психологии (психологии развития Ж. Пиаже), психоанализа и психотерапии, философии, прежде всего эволюционной эпистемологии, лингвистики и нейролингвистики, информатики (то, что известно на Западе как computer science), робототехники.

Издания: Альманах "Восток" N 100 , 2005 г
[Статья и комментарии]

Марксизм и неомарксизм (окончание) В.Г. Арсланов, С.Н. Мареев дек 2003    "Диалектика есть логика" - вот формула, выражающая суть позиции Ильенкова, которая и была охарактеризована его противниками как "гносеологизм". Издания: Альманах "Восток" N 9\10 декабрь 2003 года [Статья и комментарии]

“Grundrisse der Kritik der politischen Ökonomie ” Г.Багатурия дек 2003    Первоначальный вариант “Капитала” К.Маркса 1857-1858г, “Grundrisse der Kritik der politischen Ökonomie ” (краткая обзорная статья) Издания: Альманах "Восток" N 9\10 декабрь 2003 года [Статья и комментарии]

Философский метод Маркса и современность Р.Р. Вахитов апр 2004    Людей, умеющих владеть марксистским методом, даже среди тех, кто называет себя марксистами, почти что и нет. Между тем именно сегодня само время требует этого. Ведь речь идет уже не о кабинетных философских проблемах, а о животрепещущих вопросах, связанных с дальнейшей судьбой нашей цивилизации.
В этих условиях нужно и важно, отбросив предпочтения и антипатии, стараться использовать весь инструментарий современной философии и науки, включая, разумеется, и марксистский метод...а большинство современных философов, ученых, публицистов занимаются сегодня либо огульным и неумным поношением марксизма, реализуя таким образом свои внутренние комплексы, либо повторением истматовских догм, не желая прибегнуть к творческому усилию переосмысления и развития учения Маркса.
Издания: Альманах "Восток" N 4(16), апрель 2004г
[Статья и комментарии]

Время мира (лекция 3 из цикла "Динамика капитализма") Ф. Бродель июл 2004    Нет, нет. Я не являюсь приверженцем исторического материализма. Конечно, я материалист, но это нечто совершенно иное, чем то, что имеют в виду марксисты. Я сторонник той философии, которая охватывает не только суперструктуру, но и инфраструктуру. В то же время я не думаю – и в этом мое отличие от них - что инфраструктура должна определять суперструктуру (надстройку). Во всяком случае, надстройка не менее важна и значительна.

Ф. Бродель
Издания: Альманах "Восток" N 7(19), июль 2004г
[Статья и комментарии]

Национал-большевизм Н.В. Устрялова. Систематическое изложение (ч.1) Р.Р. Вахитов авг 2004    Трудно найти обывателя, который не слышал, например, о Национал-Большевистской Партии Э.Лимонова, благодаря эксцентрической форме своих акций не сходящей с экранов ТВ и со страниц газет. Среди интеллектуалов точно также редко кто не знает об А.Г. Дугине, позиционирующем себя и как национал-большевика, и как евразийца, и как генонониста. Но после знакомства с трудами Н.В. Устрялова начинаешь понимать всю пикантность ситуации с современным национал-большевизмом, который в общем-то лишен преемственности с классическим русским национал-большевизмом 20-х – 30-х годов. Издания: Альманах "Восток" N 8(20), август 2004г [Статья и комментарии]

Национал-большевизм Н.В. Устрялова. Систематическое изложение (ч.2) Р.Р. Вахитов авг 2004    Окончание Издания: Альманах "Восток" N 8(20), август 2004г [Статья и комментарии]

Ю.И. Семенов, его книга «Философия истории» и причины возникновения «глобально-стадиальной концепции». А.В. Самохин авг 2004    «Философия истории» предстает перед нами как попытка явного и оригинального синтеза классического марксизма с цивилизационным подходом, который развивали в ХХ веке О. Шпенглер, А. Тойнби, Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, С. Хантингтон и др. Однако сам автор «Философии истории» отказывается от такого преемства и пытается обосновать свои концепции вне зависимости от данного подхода.
рецензия на книгу "Философия истории"
Издания: Альманах "Восток" N 8(20), август 2004г
[Статья и комментарии]

Новый руский позитивизм? Г.Островский фев 2004    отклик на курс лекций С.П.Никанорова (см. номер 11\12)
Автор лекции решил пройти, как ему показалось, по легкому пути - покритиковать марксизм, учитывая, что такая критика сейчас легко воспринимается и распространяется в общественном сознании, и на этом основании сконструировать свою собственную теорию.
Предлагаю к рассмотрению статью, написанную мной с позиции студентов советских ВУЗов, изучавших основы марксизма-ленинизма 30 лет тому назад.
Издания: Альманах "Восток" N 2(14), февраль 2004 года
[Статья и комментарии]

Взгляд не со стороны Т. Ананьина сен 2003    В последние месяцы на страницах газеты «Советская Россия» развернуто обсуждение, которое в результате получило условное название «Русский вопрос». Условное, на мой взгляд, потому, что, конечно, от разрушения Советского государства страдают не только русские, но и все малые и большие народы, населяющие это в прошлом исторически-объединенное географическое пространство, они также вымирают с катастрофической скоростью, и, так же как и русская, деградируют их национальные культуры, лишенные взаимного обогащения. Издания: Альманах "Восток" N6, сентябрь 2003 года [Статья и комментарии]

Как стать хозяином процесса труда? Приголовко Григорий янв 2004    "Как же можно "всерьез и надолго" планово технологизировать производство, когда реального-то обобществления не было! Получается, что и дальнейший преодолевающий сдвиг -"обобществление технологий, онаучивание производства" -не имеет под собой необходимых оснований. Вообще, верно ли понятие отражает суть?

Я считаю, нам нужно серьезно задуматься над вопросом, поставленным С.П.Никаноровым, и мысленно вернуться в познании общества к рубежу 1917 года."

отклик на курс лекций С.П.Никанорова "Философия для физтеха"
http://situation.ru/app/j_art_254.htm
http://situation.ru/app/j_art_256.htm
Издания: Альманах "Восток" N 1(13), январь 2004 [Статья и комментарии]

Критика религии у Карла Маркса Р.Р. Вахитов мар 2004   

Если эти граждане марксисты, то я – не марксист.

К. Маркс Издания: Альманах "Восток" N 3(15), март 2004г [Статья и комментарии]

"Марксист-пролетарий" против Никанорова, "попа буржуазии" В.Шабаров июн 2004    Был опубликован отклик Геннадия Николаевича Островского под названием "Идеоматизм" - новый (русский) позитивизм" http://www.situation.ru/app/j_art_302.htm на статью Спартака Петровича Никанорова "Философия для физтеха", http://www.situation.ru/app/j_art_256.htm Отклик весьма гневлив и классово непримирим. Из него мы узнаем, что по одну сторону философской баррикады находится он - автор отклика, марксист-пролетарий (или поп марксизма? ), а по другую - Никаноров, "поп буржуазии", "апологет и адвокат существующего строя"
Продолжение дискуссии.
Издания: Альманах "Восток" N 6(18), июнь 2004г
[Статья и комментарии]

Марксова типология социальных связей (окончание) Г.С. Батищев ноя 2004    Такова сущность абстрактно-всеобщего (так называемого “абстрактного”) труда: он есть деятельность не просто безразличная, но и оставляющая после себя “выжженную землю”, — некую, хотя, быть может, и рационально, даже очень эффективно устроенную, удобную техно-среду, но ценностно опустошенную, выхолощенную, очищенную от богатств живой конкретности, от ее диалектики... Он есть производитель мертвых вещей, создатель практически реального царства аксиологического нигилизма. Однако выжигая вокруг себя что бы то ни было над-вещное в действительности и опустошая ее, реально разрушая ее ценностные измерения и качества, он тем самым также и себя лишает того питающего субъектную жизнь истока, из которого он мог бы почерпывать и пить неиссякающее богатство более высоких уровней действительности, более тонкие содержания Издания: Альманах "Восток" N 11(23), ноябрь 2004г [Статья и комментарии]

Логика и феноменология всемирной истории А.Д. Майданский мая 2006    Идея о стремлении вещей к сохранению их бытия имеет весьма древнюю родословную. Ее открытие приписывают перипатетикам, позже находят в сочинениях стоиков и схоластиков, Декарта и Гоббса. У Спинозы она приобретает значение всеобщего принципа бытия. В неорганической природе conatus обнаруживает себя как инерция движения тел; в органическом мире – как естественная потребность (appetitus), побуждающая живое тело к действованию ради сохранения своего бытия.
В этом отношении человек ничем не отличается от прочих живых существ. Appetitus, пишет Спиноза, «есть не что иное, как самая сущность человека, из природы которого с необходимостью вытекает то, что служит к его сохранению, и, таким образом, человек является определенным (determinatus est) к действованию в этом направлении»

Очевидный недостаток данного определения заключается в том, что Спиноза принимает за сущность человека нечто общее для всех живых существ и не указывает, в чем же конкретно заключается особая, свойственная только человеку форма осуществления этой сущности. Впоследствии Маркс показал, что специфически человеческой формой осуществления естественной потребности является труд.
В труде мы находим настоящую субстанцию всемирной истории. Что же такое труд? Его “действующей причиной” (causa efficiens) является естественная потребность: она побуждает человека трудиться и потому ею одной, а не способностью к целеполаганию и не устройством мозга или руки, надлежит объяснять природу труда вообще. Издания: Альманах "Восток" N 3(39), май 2006г [Статья и комментарии]

From affection to soul Gregory J.Seigworth янв 2007    Издания: Альманах "Восток" N 5 (41), декабрь 2006г [Статья и комментарии]

Георг Лукач. Аннотации и ссылки Интернет авг 2004    Наиболее значимой и важной его книгой по праву считается именно “История и классовое сознание”.
Центральное понятие "гегельянства по Лукачу"- овещнение (англ.реификация), неверно переведенное ранее в русских версиях как "овеществление". В оригинале у Гегеля и Маркса - Verdinlichgung ( от нем.Dinge "вещь", а не "вещество", в английских версиях верно - Reification).
"Cо времен Лукача известно, что реификация – это принятие того, что существует в человеческих отношениях за нечто, существующее само по себе"
Издания: Альманах "Восток" N 8(20), август 2004г
[Статья и комментарии]

Категория исторического и понятие историзма в "Тюремных тетрадях" Грамши И.В. Григорьева дек 2003    глава 6-ая из монографии
И.В.Григорьева "Исторические взгляды Антонио Грамши", М.изд-во МГУ, 1978
Издания: Альманах "Восток" N 9\10 декабрь 2003 года
[Статья и комментарии]

Эпистемология исламского радикализма А.А.Игнатенко сен 2006    Саудовская Аравия через каналы своих благотворительных фондов израсходовала за прошедшую четверть века 70 млрд долл. на создание примерно в двадцати странах мира тренировочных лагерей, закупки оружия, рекрутирование наемников, а также строительство подконтрольных ваххабитам мечетей, медресе, исламских центров Издания: Альманах "Восток" N 4(40), сентябрь 2006г [Статья и комментарии]

Проблемы методологии истории в "Тюремных тетрадях" Грамши И.В. Григорьева дек 2003    глава 7-ая из книги
И.В. Григорьева "Исторические взгляды Антонио Грамши", М. 1978
Издания: Альманах "Восток" N 9\10 декабрь 2003 года
[Статья и комментарии]

Прогресс или социогенез В.В. Чешев янв 2004    В ходе обсуждения обществоведческих концепций в интернет-сообществе нередко вставал вопрос, адресованный также и автору этой статьи: есть ли законы общественного развития и, если есть, то каковы они? Издания: Альманах "Восток" N 1(13), январь 2004 [Статья и комментарии]

"От имени и по поручению диамата" В.Рыбин, Б.Марков мая 2004   

Надо сказать, что от имени диамата подвергались в советское время и подвергаются до сих пор критике все попытки немного откорректировать или уточнить исходные положения марксизма соответственно изменившимся условиям. В свое время давали резкую отповедь С.Кара-Мурзе, Ю.Мухину, а в более отдаленные времена от имени диамата травили философов, пытавшихся уточнить и развить марксизм, таких как Э.Ильенков. С другой стороны, под знаменем диамата процветал догматизм, плодились Яковлевы и бурбулисы.
Отклик на критику Г.Островским курса лекций С.Никанорова (см. номера 14, 11\12)

Издания: Альманах "Восток" N 5(17), май 2004г
[Статья и комментарии]

Механизм "превращений" в общественном сознании С.В.Кущенко июл 2004    Бытие и сознание связаны и разделены одновременно и прерывно, и непрерывно. А осуществляет это “разделение-соединение” не превращенная форма, а инициатива. Превращенная форма играет совсем другую роль – в процессе превращений меняются доминанты в общественном сознании, и в этой роли превращенная форма имеет фундаментальное значение. Мамардашвили был совершенно прав, когда писал, что проблему превращенной формы нужно заложить в основание новой философии, призванной построить “онтологическое пространство мысли, отличное от “декартова пространства””
Продолжение дискуссии о "превращенных формах" сознания.
см.http://situation.ru/app/j_art_455.htm
Издания: Альманах "Восток" N 7(19), июль 2004г
[Статья и комментарии]

Размышления о судьбах науки. Этнология и гносеология. Ю.И. Семенов окт 2004    Причины кризиса этнографии лежат вовсе не в материалистической теории познания. Об этом с достаточной определенностью свидетельствуют статьи участников дискуссии. Издания: Альманах "Восток" N 10(22), октябрь 2004г [Статья и комментарии]

Критика статьи К.Поппера “О диалектике” Alex~1, Д. Кропотов дек 2004    По большому счету, Поппер прав в своем утверждении – из противоречивых высказываний следует все, что угодно. Разбор его “доказательств” был приведен только для демонстрации стиля мышления и логических способностей автора статьи о диалектике . Это полезно иметь в виду – вообще. Издания: Альманах "Восток" N 12(24), декабрь 2004г [Статья и комментарии]

Разгром "меньшевиствующего идеализма" И. Яхот фев 2005    Постановление ЦК было принято в связи с присуждением Сталинской премии за книгу "История философии" под редакцией Г.В. Александрова, М.А. Дынника, М. Митина и др. В 3-м томе, посвященном немецкой классической философии, дана высокая оценка философии Гегеля. По этому поводу в ЦК было созвано специальное совещание под руководством Маленкова, длившееся несколько дней. Его результатом явилось упомянутое решение, написанное якобы лично Сталиным. Ему, как потом утверждали, принадлежит крылатая фраза о том, что гегелевская философия была аристократической реакцией на французскую революцию и французский материализм, и это определило отнесение Гегеля к разряду "реакционных" философов. Все поставление ЦК выдержано в том духе, что Гегель - апологет прусско-юнкерской монархии, он третировал славянские народы, считал войну "освежающим ветром" и т.п. в этом духе. Издания: Альманах "Восток" N 1\2 (25\26), январь-февраль 2005 г [Статья и комментарии]

Анализ сознания с работах Маркса М.Мамардашвили июн 2004    Маркс одновременно строит и теорию объективного (экономического) процесса и теорию его отображения в головах непосредственных его агентов, исследуя и критикуя не индивидуальные ошибки и заблуждения сознания (хотя и это имеет место), а с необходимостью складывающиеся объективно-мыслительные выражения реального процесса. Он выводит и определяет условия, при которых с необходимостью появляются в последнем "превращенные выражения" (verwandelte Formen).
"Превращенные формы" см. также
http://situation.ru/app/j_art_409.htm
Издания: Альманах "Восток" N 6(18), июнь 2004г
[Статья и комментарии]

К постановке проблем исторического материализма Н. Бухарин дек 2004    В своей книге «Теория исторического материализма» я пытался не только повторить то, что было сказано и раньше, но, с одной стороны, дать некоторые другие формулировки того же самого, с другой - уточнить и развить положения теории исторического материализма, продвинуть дальше разработку его проблем Издания: Альманах "Восток" N 12(24), декабрь 2004г [Статья и комментарии]

Multitude. Масса «нового типа» - противоядие против Империи Алексей Пензин июн 2005    Если Альтюссер, вводя Спинозу в марксистский контекст в период доминирования структурализма, делает марксизм вновь интересным для поклонников «означающих» и «означаемых», то Негри проделывает то же самое уже в другом интеллектуальном климате, извлекая спинозианский витализм (potentia) и идею multitudo, близкие постструктуралистским концептуальным мотивам «сил», «множественности» и «сингулярности».
" По утверждению Негри и Хардта, по улицам теперь маршируют не «массы», а «множества» — «multitudes» (очень современное слово; поиск по нему в Google легко поможет вам быть в курсе острых интеллектуальных дискуссий на эту тему)."
Издания: Альманах "Восток" N 6(30), июнь 2005г
[Статья и комментарии]

DELEUZIAN ONTOLOGY. A Sketch Manuel De Landa янв 2006    Издания: Альманах "Восток" N 2(38), март 2006г [Статья и комментарии]

Спинозистская концепция аффекта, ее развитие у Ж.Делеза и в современном делезианстве С. Пуденко окт 2010    Мощные постановочные "вдвижки" в надлежащий фокус проблематики "аффекта" крупнейшими отечественными мыслителями ХХ века не привели к резонансу и продвижению тематики и заглохли.
Тема "аффекта" с опорой на спинозовскую концепцию проблематизирована и вдвинута в надлежащий фокус Делезом начиная с работ 1969г
Концепция развита и применена рядом авторов в 2002-2005 в культурологии, теории мидиа, консциентального оружия и борьбы за власть, в образовании и других сферах.
тезисы доклада и экспозиция темы
Издания: Альманах "Восток" Предпубликации очередного номера
[Статья и комментарии]

Cпиноза и три "Этики" Жиль Делез сен 2006    Спинозе удалось возвыситься до чистого оптического мира. Общие по­нятия, поскольку они затрагивают отношение проекции, уже являются оптическими фигурами (хотя и сохраняют какой-то минимум тактильных референций). Сущности же суть чистые фигуры света: они в себе самих "созерцания", то есть и созер­цают, и созерцаемы — в единстве Бога, субъекта или объекта (перцепты). Общие понятия отсылают к отношениям движе­ния и покоя, которые образуют соответствующие скорости; сущности, напротив, суть абсолютные скорости, которые уже не образуют пространство через проекции, но заполняют его с одного раза, одним махом7. В этом плане значительный вклад Жюля Ланьо заключается в том, что он показал значимость скоростей в мышлении, как понимает его Спиноза, хотя Ла­ньо и сводит абсолютную скорость к относительной8. Это и есть две характеристики сущностей: абсолютная, а не отно­сительная скорость, фигуры света, а не геометрические фи­гуры, обнаруживаемые светом. Относительная скорость — это скорость аффективных состояний и аффектов: скорость воздействия одного тела на другое в пространстве, скорость перехода из одного состояния в другое. Понятия схватывают отношения между относительными скоростями. Абсолютная скорость — это способ, при помощи которого сущность обо­зревает в вечности свои аффекты и свои состояния (скорость могущества). Издания: Альманах "Восток" N 4(40), сентябрь 2006г [Статья и комментарии]

"CONDITIONED INERTIA" in the physics of Spinoza and his followers Вим Клевер янв 2007    Издания: Альманах "Восток" N 5 (41), декабрь 2006г [Статья и комментарии]

"Со Спинозой в башке и с наганом - в руке" И. Яхот фев 2005    Деборин, считавший себя учеником Плеханова, исходил из того, что "марксизм является "родом спинозизма" в части своего общефилософского мировоззрения и по своим общенаучным тенденциям".Некоторые авторы, имея вексель, выданный Плехановым, не утруждали себя углубленным анализом. Они развивали взгляд на систему Спинозы как на строго последовательный, выдержанный от начала и до конца материализм. Против этого и выступила Аксельрод (Ортодокс) со своей статьей "Спиноза и материализм", которая язляется расширенным предисловием, написанным к новому изданию "Основных вопросов марксизма" Г.В. Плеханова. Темой ее служит вопрос об отношении спинозизма к материализму, но основное внимание Аксельрод уделяет разъяснению так называемого "теологического элемента" в системе Спинозы Издания: Альманах "Восток" N 1\2 (25\26), январь-февраль 2005 г [Статья и комментарии]

Спиноза. Жизнь, философия ,основные понятия Жиль Делез фев 2005    Спиноза порвал не только с религиозной средой, но и с экономическим окружением. Спиноза научился шлифовать линзы, стал ремесленником — философом-ремесленником, овладевшим ручным ремеслом и способным к постижению законов оптики и работе с ними. Издания: Альманах "Восток" N 1\2 (25\26), январь-февраль 2005 г [Статья и комментарии]

Deleuze and Guattari's Philosohy of Expression Brian Massumi янв 2006    Издания: Альманах "Восток" N 2(38), март 2006г [Статья и комментарии]

1968. "Физики и лирики" М.К. Петров, Э.В.Ильенков мая 2006    Э.И.: То есть рушится европейский способ мысли? И торжествует азиатский? Все поставлено на голову... Тогда Мао-Дзэ Дун европеец. А Рассел - азиат... Да здравствует плюрализм, базар необязательных житейских мнений! Это полюс <авторитета>? Благо?...
Э.И. Ловко... А Спиноза и Гегель - наиболее последовательная форма архаического иудаизма. Бьюсь об заклад, что именно это ты и скажешь дальше. Да здравствует христианство против рационализма... Вот подтекст.
М.П.' Не бейся раньше времени!

Текст работы М.К.Петрова "Искусство и наука" с комментариями Э.В.Ильенкова опубликован по сохранившейся рукописи
Издания: Альманах "Восток" N 3(39), май 2006г
[Статья и комментарии]

Спиноза Жиль Делез фев 2005    Вся Этика в целом предстает как теория способности в противоположность морали как теории обязанностей.
Отрывки из работы Жиля Делеза
Издания: Альманах "Восток" N 1\2 (25\26), январь-февраль 2005 г
[Статья и комментарии]

"1968. Физики и лирики" (продолжение) М.К. Петров, Э.В.Ильенков мая 2006    Издания: Альманах "Восток" N 3(39), май 2006г [Статья и комментарии]

Рецензия на книгу Karl Korsch. Marxism und Philosophie (1923) Адальберт Фогарази дек 2004    Основная позиция Маркса и Энгельса заключается в утверждении, что сознание и действительность совпадают, что " и матерьяльные производственные отношения капиталистической эпохи становятся тем, что они есть, только в соединении с теми формами сознания, в которых она отражаются как в донаучном, так и в (буржуазно) научном сознании этой эпохи и без которых они не могли бы существовать - в действительности" . Буржуазные формы сознания могут быть преодолены только „при одновременном практически-предметном преобразовании тех матерьялышх производственных отношений, которые отразились в этих формах" Издания: Альманах "Восток" N 12(24), декабрь 2004г [Статья и комментарии]

"Краткий курс истории ВКП(б)" и предвоенное общество П.Б.Гречухин, В.Н.Данилов, Участники форума С.Г. Кара-Мурзы фев 2005    Идеология овладения массами никогда не могла бы иметь успеха, «если бы не опиралась и не была сама когерентной структуре массового сознания, если бы она не имела корней в социальной психологии». Эта психология оказывала существенное влияние и на специфику исторического сознания. Такие люди сами, без подсказок сверху, додумали для себя желаемое обоснование событий прошлого, порою опережая в этом замыслы власти. Ей не приходилось насильно навязывать таким людям свое мнение. Издания: Альманах "Восток" N 1\2 (25\26), январь-февраль 2005 г [Статья и комментарии]

Категория “производительные силы” в теоретическом наследии Маркса и Энгельса Г.Багатурия мая 2005    Интересно и небесполезно сопоставить с экономическим понятием “сила” критику Энгельсом физического понятия “сила” . С этой точки зрения процесс труда и процесс производства имеют один активный 'источник, одну причину всего движения — это рабочая сила, сам субъект труда и производства, сам работник, производитель. В этом смысле единственной производительной силой в прямом, строгом и_самом узком значении , является рабочая сила. А все предметные, объективные, природные и “общественные условия реализации рабочей силы выступают в таком случае как материальные (вещественные) и общественные условия труда, условия производства. Издания: Альманах "Восток" N 4\5 (28\29), апрель-май 2005г [Статья и комментарии]

Spinoza’s political ontology Jan Sjunnesson апр 2006    " Spinoza’s true politics is his metaphysics " - Antonio Negri Издания: Альманах "Восток" N 100 , 2005 г [Статья и комментарии]

Метаморфозы идеального А.Д. Майданский дек 2005    Мы находим здесь просто-таки хирургически точный анализ структуры идеального. У Ильенкова этим термином обозначается отношение между по меньшей мере двумя разными вещами, одна из которых адекватно представляет сущность другой. Это идеальное отношение между вещами устанавливается в процессе деятельности мыслящего существа, причем первоначально в ходе его практических действий, работы руки, и уже затем в качестве формы работы духа. Издания: Альманах "Восток" N 11\12 (35\36), ноябрь-декабрь 2005г [Статья и комментарии]

"1968. Физики и лирики " (окончание) М.К. Петров, Э.В.Ильенков мая 2006    Издания: Альманах "Восток" N 3(39), май 2006г [Статья и комментарии]

Вычислительный эксперимент и трансцендентальный эмпиризм Ж.Делеза Я.И. Свирский сен 2006    Сдвиг акцента с проблематики бытия на проблематику становления - одна из характерных черт современных философских и научных изысканий. Исследовательский интерес смещается с описания "картин мира" (или "научных парадигм", задающих способы освоения реальности) на уяснение того, как происходит сама смена таких "картины мира". Пользуясь терминологией Ф.Соссюра, можно сказать, что в центре внимания оказываются не "синхронные", а "диахронные" процессы. Такой сдвиг акцента обусловлен, в том числе, и динамикой современной культуры: политическими изменениями в обществе, многообразием вступающих в конфликт событий, частой непредсказуемостью и неустойчивостью существования как на социальном, так и на природном уровнях. В этих условиях традиционные "всеобщность и необходимость", к которым апеллировало как классическое философствование, так и естественно-научное познание, становятся, порой, весьма шаткими ориентирами.
В естественнонаучном познании указанная проблемная ситуация преломляется особым образом и сопряжена с тем, что для освоения объектов природы появилась возможность использовать математические способы описания, раскрывающее качественно новые горизонты постижения мира. А именно, благодаря ЭВМ появилась возможность применять нелинейные дифференциальные уравнения для построения моделей реальности. Широкое применение нелинейных моделей не только позволило по иному взглянуть на то, что, казалось бы, уже постигнуто наукой, не только включить в рассмотрение объекты, прежде остававшиеся на периферии естествознания, но и дало повод очередной раз поставить под вопрос эпистемологические и онтологические предпосылки, лежащие в основе классической (и неклассической) науки, базирующейся на линейных моделях. То есть, речь идет о том, что объекты, прежде казавшиеся уже постигнутыми с помощью средств, предлагаемых классической (и неклассической) наукой, оказались куда сложнее, чем предполагалось.
Издания: Альманах "Восток" N 4(40), сентябрь 2006г
[Статья и комментарии]

Идеологическая мода в науке и скептицизм Ю.И. Семенов авг 2004    Существование культов и моды всегда было и остается серьезным препятствием для развития общественной мысли, что особенно наглядно можно представить на примере положения, сложившегося в гуманитарной мысли в России в годы крушения нашего прежнего общественного строя, который было принято называть социалистическим. Издания: Альманах "Восток" N 8(20), август 2004г [Статья и комментарии]

POWER AND DESIRE IN THE POLITICAL ONTOLOGY OF SPINOZA AND DELEUZE/GUATTARI Jan Sjunnesson апр 2006   

"If two men unite and join forces, the together they have more power, and consequently more right against other things in nature, than either alone; and the more there be that unite in this way, the more right will they collectively posses",

Baruch Spinoza Издания: Альманах "Восток" N 100 , 2005 г [Статья и комментарии]

Философия и её “основной вопрос”. Критика вульгарной критики марксизма Р.Р. Вахитов дек 2005    Философия всеединства и марксизм как диалектические учения очень близки и зачастую говорят об одном, но на языках разных парадигм. Более того, марксизм, по сути – одна из немногих вершин современной западной философии, которая вровень русской религиозно-философской традиции (ведь, чего скрывать, в рамках столь модных сейчас позитивизма не только нельзя получить достаточно глубокие ответы на “вечные вопросы” философии, эти рамки узки даже для того, чтобы ставить соответствующие вопросы). Отвергать одну из этих традиций во имя другой значит не только демонстрировать непонимание обеих, а также сути философской ситуации современности, но и значительно обеднять историю отечественной философии. Издания: Альманах "Восток" N 11\12 (35\36), ноябрь-декабрь 2005г [Статья и комментарии]

Review of Intellectual Impostures Val Dusek янв 2006    Sokal and Bricmont hold up for ridicule selective passages in Deleuze's Difference and Repetition concerning the differential calculus. They quote long passages, followed by the remark that the passage is meaningless or nonsense (pp. 151-155). They claim that the problems of the calculus were solved by Cauchy in the early nineteenth century. (They even claim that the problems "were solved by the work of d'Alembert around 1760," (p. 151) though d'Alembert did not clarify in terms of inequalities or explicitly apply the limit concept that he advocates in the Encyclopedia.) They claim the status of the infinitesimals in the derivative is no longer worth bothering about, as it has been replaced by the limit.
Sokal and Bricmont's comments on Deleuze on the calculus resemble Bertrand Russell's comments on Zeno's paradoxes of motion.
Издания: Альманах "Восток" N 2(38), март 2006г
[Статья и комментарии]

The Labor of Fire: On Time and Labor in the "Grundrisse" Bruno Gulli мая 2005    Labour is the living, form-giving fire; it is the transitoriness of things, their temporality, as their formation by living time. -- Marx Издания: Альманах "Восток" N 4\5 (28\29), апрель-май 2005г [Статья и комментарии]

Универсалии культуры глубинного общения Г.С. Батищев авг 2005    Эпилог. Универсалии культуры глубинного общения Без искренней установки на правду поступка в его конкретности, на правду самого поступка, а не идеи о нем! - за проблематику глубинного общения лучше бы вовсе не браться.
Эпилог из статьи "Особенности культуры глубинного общения" в сборнике "Диалектика общения" (М., 1987)
Издания: Альманах "Восток" N 7\8 (31\32), июль-август 2005 г
[Статья и комментарии]

The Labor of Fire:
On Time and Labor in the Grundrisse
Bruno Gulli апр 2006    Labor is the living, form-giving fire; it is the transitoriness of things, their temporality, as their formation by living time. — Marx, Grundrisse Издания: Альманах "Восток" N 100 , 2005 г
[Статья и комментарии]

Семинар по книге Антонио Негри и Майкла Хардта «Империя» Ю.В. Громыко июн 2005    Спиноза действительно разрабатывал теорию выхода за рамки модернизма, современности – здесь можно согласиться с Негри, – которая была построена на развитии человеческой общности. Он ее называет мультитьюд – это латинское слово, которое может переводиться как общность, близкая к толпе, но в отличие от толпы Спиноза придавал ему обязательный момент неслучайности, определенной упорядоченности, которая связана с некоторым принципом всеобщности людей, включенных во взаимодействие и коммуникативные связи. И эта идеализация мультитьюда противостоит идеализации лейбницевской монады. Идея мультитьюда, т.е. полагания человеческой общности, которая выскакивает, а на самом деле по Спинозе, преодолевает границы воздействия государства на человеческие общности, определяется тем, что это есть ни что иное, как способ Спинозы помыслить субстанцию человеческой деятельности – как он ее в тот период понимал. Деятельность, по Спинозе, характеризуется тем, что человеческое мышление и человеческое деяние обязательно сплавлены и соединены с проблематикой всеобщего масштаба и всеобщих возможностей действия других людей. И вот это человеческое единство есть не что иное, как прямой оппонент гегелевскому объективному духу. Издания: Альманах "Восток" N 6(30), июнь 2005г [Статья и комментарии]

The Spinoza-intoxicated man: Deleuze on expression Robert Pircey апр 2006    To the extent that Deleuze tries to make substance turn on its modes, he might be seen as an even greater thinker of immanence than Spinoza. Perhaps, then, Deleuze is not just a Spinozist. Perhaps he is a more thorough-going Spinozist than Spinoza. Издания: Альманах "Восток" N 100 , 2005 г [Статья и комментарии]

"Эзотерический" марксизм С.Земляной июл 2004    Теория надстроек действительно находится в центре эзотерического марксизма Бахтина и его школы в 20-е годы, и вплоть до замечательных работ Альтюссера и Мамардашвили 60-70-х годов она оставалась непревзойденной. Вразрез с официальным марксизмом (Плеханов с его "пятичленкой", к которому присоединились Ленин в "Материализме и эмпириокритицизме, Богданов и Бухарин с его "Теорией исторического материализма"), не сумевшим вылущить концептуальную суть из смыслообразов "базис" и "надстройка" (для выросших на тезисе Хайдеггера "язык есть дом бытия" должно же быть сколько-нибудь внятно, что "базис", то есть фундамент, и "надстройка", то есть все воздвигнутое на этом фундаменте, это не что иное, как элементы философской метафоры "дом общественного бытия". И ничего более.), вразрез с этим гипостазированием метафоры бахтинский эзотерический марксизм вернулся к Марксову пониманию общественной целостности с характерной для нее нераздельностью/неслиянностью бытия и сознания. Издания: Альманах "Восток" N 7(19), июль 2004г [Статья и комментарии]

Основной инстинкт С. Пуденко, другие авторы фев 2005    Libido сейчас - это уже затертое от словоупотребления ученое слово. Спиноза не мог, разумеется, взять для своей системы в самый ее корень такое "слово" , с коннотациями разнузданных страстей, похоти и эротики. Иллюстрации для conatus`a - дерево , вцепившееся корнями в клочки грунта и растущее несмотря ни на что на голой северной скале, лосось, подымающийся наперекор струе горной реки, чтобы отметать икру
сетевой семинар по спинозистской методологии
Издания: Альманах "Восток" N 1\2 (25\26), январь-февраль 2005 г
[Статья и комментарии]

Глоссарий - 25 Интернет фев 2005    Социология знания, Грамши, Лукач, Бергсон, Богданов , Имманентное, Трансцедентный, Телеология и др. Издания: Альманах "Восток" N 1\2 (25\26), январь-февраль 2005 г [Статья и комментарии]

Связь политической экономии и философии с позиции метода В.П. Шкредов дек 2004    Посредствующие звенья у Маркса — не просто логические конструкции, а действительный процесс обогащения отношений по мере их приближения к поверхности. Метод Маркса представляет собой синтез метода Рикардо и Гегеля. Издания: Альманах "Восток" N 12(24), декабрь 2004г [Статья и комментарии]

Praxis and the Danger: The Insurgent Ontology of Antonio Gramsci Bruno Gulli мая 2005    The main purpose of my study is to show how, in Gramsci's vision, Marxism, or the philosophy of praxis, is a new and total, but dynamic, conception of the world whose interest cannot be limited to one or the other sphere of the totality of life. Culture itself, which for Gramsci is wider than philosophy, is the totality of forms that go from production to artistic and poetic creation, from manual labor to philosophical activity. Издания: Альманах "Восток" N 4\5 (28\29), апрель-май 2005г [Статья и комментарии]

Spinoza and Marx Jugene Holland апр 2006    The aim of the experiment here is to deliberately exaggerate the extent of that influence: to think through some of the possible implications of placing Spinoza at the heart of Marx's endeavor.
Negri's reading of Spinoza in "Savage Anomaly" thus mirrors Althusser's reading of Marx: both strive to establish a "break" within their respective corpi, despite considerable philological difficulty.,,, Deleuze and Guattari make the inseparability of humanity and nature a key feature of their Marxism in Anti-Oedipus - "Nature = Industry, Nature = History."
Издания: Альманах "Восток" N 100 , 2005 г
[Статья и комментарии]

Превращенные формы. О необходимости иррациональных выражений М.Мамардашвили дек 2003    Понятие превращенной формы плодотворно в исследовании явлений общественного фетишизма, первобытного антропоморфизма, в анализе знаковых культурных систем Издания: Альманах "Восток" N 9\10 декабрь 2003 года [Статья и комментарии]

Глоссарий - 22 Г.С. Батищев окт 2004    Утилитаризм, Опредмечивание и Распедмечивание, Овещнение Издания: Альманах "Восток" N 10(22), октябрь 2004г [Статья и комментарии]

Повстанческая онтология Антонио Грамши Bruno Gulli мая 2005    " Фабричный Совет - основа для ее положительных опытов и ее применения инструментов труда. Это - твердая основа для процесса, который должен достигнуть высшей точки в диктатуре рабочих и завоевании Государственной власти - власти, которая может тогда использоваться, чтобы устранить хаос, рак, который угрожает душить, разъедать и расторгать человеческое общество " . Здесь мы видим движение, описанное в соответствии с концепцией исторического блока у Грамши : движение от основы до суперструктуры, от экономики до политики и общества. Также ясно, что, когда рабочий класс приспосабливает инструменты рабочей силы, это подтверждает его коллективную субъективность в защиту человеческого общества в целом. Издания: Альманах "Восток" N 4\5 (28\29), апрель-май 2005г [Статья и комментарии]

Философствовать посреди...Приглашение к диалогу Я.И. Свирский фев 2005    Как и за счетчего конституируется план имманенции? Инструментом его полагания выступает прежде всего тело. Нотело (а в том числе и душа), по Спинозе, не определяется формой, органами или функциями, не является оно субстанцией или субъектом. Тело — модус субстанции, выражение субстанции (но не сама субстанция). Оно предстает как сложное отношение скоростей и медленностей, оно обладает способностью воздействовать на другие модусы-тела и испытывать воздействия с их стороны. Будем «определять животное, или человека, не его формой, органами и функциями, и не как какого-либо субъекта; будем определять его с помощью аффектов, на какие оно способно. Аффективная способность — с максимумом и минимумом порога — постоянное понятие у Спинозы». послесловие к работе Жиля Делеза "Спиноза. Практическая философия" Издания: Альманах "Восток" N 1\2 (25\26), январь-февраль 2005 г [Статья и комментарии]

Машина войны. Трактат о номадологии Жиль Делез дек 2005    Различие между военной машиной и механизмом государства можно проиллюстрировать конкретным примером из теории игр. Сравним шахматы с игрой го. Шахматы — игра правительства и двора. В шахматы играет китайский император. Шахматные фигуры — элементы кода, имеющие внутреннее значение и внешние функции, из которых вытекают все ходы и комбинации, фигуры обладают качеством: конь остается конем, пешка пешкой, слон слоном. Арсенал игры го — фишки, простые арифметические единицы, зернышки и камешки. Фишки — элементы коллективной машины, обладающие не внутренними, а ситуативными качествами.
Шахматы — это война, но война институализированная, урегулированная, война с фронтом, тылом, сражениями. Наоборот, война без линии фронта, без прямых столкновений, без тылов и до определенного момента без сражений — это партизанская война го: чистая стратегия, тогда как шахматы — это семиология. Не совпадает и пространство этих игр: пространство шахмат — замкнутое и расчлененное пространство, фигуры здесь перемещаются с одного поля на другое, стремятся при минимальном числе занять максимальное количество мест. В игре го фишки рассеиваются в открытом пространстве, захватывают пространство, появляются то в том, то в другом месте: движение не направлено из одного пункта в другой, а становится непрерывным, лишенным цели и назначения, пункта отбытия и пункта прибытия. “Гладкое” пространство го против “расчерченного” пространства шахмат. Номос го против государства шахмат, номос против полиса. И это потому, что шахматы кодируют и декодируют пространство, а го территориализируст и дстерриториализирует (превратить свое окружение в плацдарм, расширить этот плацдарм, присоединяя к нему смежное пространство, детерриториализировать неприятеля, расколов его территорию, детерриториализировать самого себя, перебросив силы в другое место). Другая справедливость, другое движение, другой ритм.
Издания: Альманах "Восток" N 11\12 (35\36), ноябрь-декабрь 2005г
[Статья и комментарии]

Deleuze and the Open-ended Becoming of the World Manuel De Landa апр 2006    Unlike social constructivism, which achieves openness by making the world depend on human interpretation, Deleuze achieves it by making the world into a creative, complexifying and problematizing cauldron of becoming. Because of their anthropocentrism, constructivist philosophies remain prisoners of what Foucault called "the episteme of man", while Deleuze plunges ahead into a post-humanist future, in which the world has been enriched by a multiplicity of non-human agencies, of which metallic catalysts, and their acts of recognition and intervention, are only one example. And, in contrast with other realist or materialist philosophies of the past (such as Engel's dialectics of nature), the key non-human agency in Deleuzian philosophy has nothing to do with the negative, with oppositions or contradictions, but with pure, productive, positive difference. It is ultimately this positive difference, and its affirmation in thought, that insures the openness of the world. Издания: Альманах "Восток" N 100 , 2005 г [Статья и комментарии]

Capitalism: a Very Special Delirium Феликс Гваттари, Жиль Делез апр 2006    There isn't the slightest operation, the slightest industrial or financial mechanism that does not reveal the dementia of the capitalist machine and the pathological character of its rationality (not at all a false rationality, but a true rationality of *this* pathology, of *this madness*, for the machine does work, be sure of it). There is no danger of this machine going mad, it has been mad from the beginning and that's where its rationality comes from. Издания: Альманах "Восток" N 100 , 2005 г [Статья и комментарии]

Либеральный тоталитаризм: репрессивные механизмы современного западного общества и их критический анализ в зарубежной философии ХХ века Р.Р. Вахитов мая 2003    В либеральных кругах современной российской интеллигенции принято воспринимать Запад как некий идеал социальной организации, причем те же люди, которые весьма и весьма скептически относились к усилиям советской пропаганды создать идиллическую картинку о жизни в СССР, с поразительной наивностью верят в штампы либеральной пропаганды, хотя ведь уже элементарный здравый смысл говорит о том, что вряд ли можно во всем доверять саморекламе какого-либо общества, в каких бы формах она ни выражалась – будь то речи политиков или организованные туристические мероприятия. Издания: Альманах "Восток" N 3, июнь 2003 года [Статья и комментарии]

Всеобщий труд по Марксу (окончание) В.C.Библер фев 2004    Издания: Альманах "Восток" N 2(14), февраль 2004 года [Статья и комментарии]

Ризома ("Тысяча плато", глава первая) Жиль Делез, Феликс Гваттари дек 2005    Эта книга является продолжением и завершающей частью произведения "Капитализм и шизофрения", первым томом которого был "Анти-Эдип". Издания: Альманах "Восток" N 11\12 (35\36), ноябрь-декабрь 2005г [Статья и комментарии]

"Материальная логика" в философии Спинозы Вим Клевер июн 2005    Логика Спинозы в некоторых элементах родственна гегелевской диалектической логике. Самое большее, что Спиноза как философ мог сделать (и сделал), — это дать несколько уместных замечаний по этому поводу. Но как участник научного движения, осуществляемого Гюйгенсом, Ньютоном, Бойлем и другими, он способствовал тому, чтобы логика развивалась естественным образом. Сущность такого подхода состоит в следующем: если хочешь иметь философскую логику, иными словами, если хочешь достичь некоторого знания о деятельности своей души и ее способностях, постарайся как можно дальше продвинуться в естественных науках. Именно они и дадут тебе то знание, к которому ты стремился. Я лишь повторю свое замечание: не существует обходного или короткого пути к логике, пролегающего в стороне от науки. Издания: Альманах "Восток" N 6(30), июнь 2005г [Статья и комментарии]

Аффекты . Affects Жиль Делез сен 2006    От одного положения дел к другому, от одного образа или идеи к другим существуют переходы, переживаемые превращения, длительности [duree], посредством которых мы движемся к большему или меньшему совершенству. Более того, эти положения дел, эти состояния, образы или идеи неотделимы от длительности, присоединяющей их к предшествующему положению дел и вынуждающей их стремиться к следующему состоянию. Такие непрерывные длительности и вариации совершенства называются «аффектами», или «чувствами» (affectus).
From one state to another, from one image or idea to another, there are transitions, passages that are experienced, durations through which we pass to a greater or a lesser perfection. Furthermore, these states, these affections, images or ideas are not separable from the duration that attaches them to the preceding state and makes them tend towards the next state. These continual dura­tions or variations of perfection are called "affects," or feelings (affectus).
Издания: Альманах "Восток" N 4(40), сентябрь 2006г
[Статья и комментарии]

Главная страница