О ситуации в России
  Главная страница

Психология


Вильгельм Райх <Психология масс и фашизм> В.Райх HTML | ZIP(HTML) | ZIP(MS Word) 1933    В этой работе, написанной известным немецким психологом и философом в середине XX века, победы и поражения масс в борьбе за свободу анализируются с неофрейдистских позиций. Издания: СПб "Университетская книга" 1997 [Информация и комментарии]

Сексуальная революция В.Райх Сексуальная энергия является биологической созидательной энергией психологического аппарата, формирующего эмоциональную и мыслительную структуру человека. Сексуальность (физиологически — это функция блуждающего нерва) является просто созидательной жизненной энергией. Ее подавление означает с точки зрения не только врача, но и общества нарушение жизненных функций, имеющих принципиально важное значение. Важнейшими в общественном смысле формами проявления этого нарушения являются бесцельные (иррациональные) действия людей, их сумасбродства, мистицизм, готовность воевать и т.д. Поэтому сексуальная политика должна задаваться вопросом: на каком основании создаются препятствия развитию любовной жизни человека? [Информация и комментарии]

Функция оргазма В.Райх Основные сексуально-экономические проблемы биологической энергии. "...Читателю этой книги, добравшемуся теперь до конца, будет так же трудно, как и мне, отделаться от впечатления о том, что исследование оргазма, это неродное дитя естественных наук, ввело нас глубоко в мир потрясающих тайн природы. Исследование живой материи увело нас по ту сторону границ глубинной психологии и психологии как таковой. Оно вступает в еще не исследованную биологическую область. Тема «сексуальность» стала идентична теме «живое». Она открыла новый подход к проблеме биогенеза. Психология стала биофизикой и, следовательно, настоящей экспериментальной естественной наукой. Ее центром остается то же, что и было, — загадка любви. Именно любви мы обязаны своим бытием и становлением [Информация и комментарии]

Эмоциональная чума (глава из книги "Характероанализ") В.Райх эмоциональная чума является тем человеческим поведением, которое проявляется в межличностных, а следовательно, и общественных отношениях и которое организуется в соответствующие институты. Сфера эмоциональной чумы обширна, она равна по величине сфере биопатии характера. Следовательно, при наличии биопатии характера всегда есть опасность возникновения хронической формы эмоциональной чумы или ее острого приступа. Определяя некоторые типичные области активного действия эмоциональной чумы, легко заметить, что это как раз самые важные области человеческой жизни: мистицизм в своих самых раз­рушительных формах, пассивное и активное стремление к власти, морализирование, биопатии автономной жизни, политика партий, семейная чума, садистические методы воспитания, мазохистская тер­пимость к подобным методам или восстание против них, переходящее в преступление, слухи и клеветничество, авторитарная бюрократия, идеология империалистических войн, все, что включает в себя понятие "рэкет", криминальная асоциальность, порнография, ростовщичество и расовая ненависть [Информация и комментарии]

Посмотри на себя, маленький человек! В.Райх Перед Вами не научная книга, а доверительная беседа с читателем. Написав ее в 1946 г. для академического архива, автор не имел намерения широко ее публиковать. Это была всего лишь попытка ученого и врача систематизировать собственный внутренний сумбур, охвативший его после многолетнего изучения так называемого «маленького человека». Этот сумбур возник вследствие недоумения, переходящего в ужас, при виде того что маленький человек творит над собой: как он страдает, сопротивляется, возносит своих врагов и убивает друзей; как, обретая власть «во имя народа», он злоупотребляет ею и насаждает тиранию, еще более жестокую, чем та, которую он некогда пережил сам под гнетом свергнутых им же правителей [Информация и комментарии]

Вильгельм Райх и красная реконкиста М.Ларинов дек 2007    Одни вспоминают его имя с огромным уважением, считая, что значение его открытий трудно переоценить. Другие вспоминают Райха со злобной усмешкой или содроганием, указывая на «пропаганду распущенности» или еще хуже на «шизофрению шарлатана», тем самым невольно демонстрируя наличие у себя специфической реакции эмоциональной чумы, болезни, этимологию и клинику которой когда-то так полно описал Вильгельм Райх в своих работах. Третьи о нем вообще ничего не слышали и не знают, живя, точнее существуя, по формуле «много знаешь – скоро состаришься». Цель данной статьи не в том, чтобы как можно более подробно описать жизнь австрийского ученого, все его личные победы и поражения, а в том, чтобы показать значение его открытий для левого движения и прогресса общества, показать значение и перспективность интеграции марксизма и психоанализа, а также ответить на вопрос: насколько актуально учение Райха сегодня, воспринято и развивается ли оно в современной России [Информация и комментарии]

Fear (The Spectrum Said) Brian Massumi апр 2006    "The future will be better tomorrow". —attributed to GeorgeW. Bush. In March 2002, with much pomp, the Bush administration’s new Department of Homeland Security introduced its color-coded terror alert system: green, “low”; blue, “guarded”; yellow, “elevated”; orange, “high”; red, “severe.” The nation has danced ever since between yellow and orange. Life has restlessly settled, to all appearances permanently, on the redward end of the spectrum, the blue-greens of tranquility a thing of the past. “Safe” doesn’t even merit a hue. Safe, it would seem, has fallen off the spectrum of perception. Insecurity, the spectrum says, is the new normal. Издания: Альманах "Восток" N 100 , 2005 г [Статья и комментарии]

О соотношении мышления и языка Э.В.Ильенков дек 2003    Подведение итогов "Загорского эксперимента" Издания: Альманах "Восток" N 9\10 декабрь 2003 года [Статья и комментарии]

Мышление интеллигенции и поддержка экономической реформы: отход от рациональности (ч.2) С.Г. Кара-Мурза сен 2004    Продолжение Издания: Альманах "Восток" N 9(21), сентябрь 2004г [Статья и комментарии]

Психология малых групп (отрывки из книги "Социальная психология" под ред. А.Л.Журавлева) В.П. Позняков июл 2004    Малая группа — это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием. Издания: Альманах "Восток" N 7(19), июль 2004г [Статья и комментарии]

Что же такое - личность? Э.В.Ильенков дек 2003    Человеческая личность, по старинке называемая иногда «душой», той самой «душой», которую каждый человек знает как свое «Я», как нечто уникально-неповторимое, неразложимое на какие-либо общие составляющие и, стало быть, принципиально ускользающее от научно-теоретических определений и даже невыразимое в словах (ведь слово выражает только «общее»)объявляется своего рода запретной зоной для объективного изучения вообще, для научного мышления. Издания: Альманах "Восток" N 9\10 декабрь 2003 года [Статья и комментарии]

Ленинская концепция революционной социальной психологии Ленин В.И., Б.П.Поршнев сен 2005    В разгар революции 1905г. Ленин писал то же самое. “В истории революций всплывают наружу десятилетиями и веками зреющие противоречия. Жизнь становится необыкновенно богата. На политическую сцену активным борцом выступает масса, всегда стоящая в тени и часто поэтому игнорируемая или даже презираемая поверхностными наблюдателями. Эта масса учится на практике, у всех перед глазами делая пробные шаги, ощупывая путь, намечая задачи, проверяя себя и теории всех своих идеологов. Эта масса делает героические усилия подняться на высоту навязанных ей историей гигантских мировых задач, и, как бы велики ни были отдельные поражения, как бы ни ошеломляли нас потоки крови и тысячи жертв, — ничто и никогда не сравнится, по своему значению, с этим непосредственным воспитанием масс и классов в ходе самой революционной борьбы” Издания: Альманах "Восток" N 9\10(33\34), сентябрь-октябрь 2005г [Статья и комментарии]

"Ленинград дает ключ к разгадке" Джон Дьюи июл 2004    В 1928 году Джон Дьюи посетил СССР. Дьюи не был любопытствующим визитером. В 1907 году на русском языке была издана и получила широкий резонанс его первая философско-педагогическая работа “Школа и общество” (она многократно переиздавалась вплоть до 1925 г.) затем последовало издание новых его работ: “Психология и педагогика мышления” (1915), “Школы будущего” (1918), “Введение в философию воспитания” (1921), “Школа и ребенок” (1922). Имя его было хорошо известно в философско-педагогических кругах России и его встречали как признанного классика педагогики, его идеи прогрессивного обучения широко применялись педагогами-новаторами в школьной практике. То, что Дьюи увидел в России, было для него эмоциональным ударом. По приезде домой он выступил с серией статей в журнале “The New Republic”, позже опубликованных в виде очерка “Впечатления о Советской России и революционном мире”
Очерк Джона Дьюи “Впечатления о Советской России”
Издания: Альманах "Восток" N 7(19), июль 2004г
[Статья и комментарии]

Специфика и функции мифологического сознания А.А. Мишучков июл 2004    Глубинная суть мифа как антропологического феномена заключается в том, что он является первичной формой осознания мира как в онтогенезе, так и в филогенезе человека, существует в культуре как особый способ освоения мира и непосредственно влияет на социализацию человека на разных этапах его развития. Существенную роль он играет в первичной социализации человека, удовлетворяя специфическим образом, с помощью эмоционально-ценностных представлений, сущностные потребности в освоении мира, протекающего в чувственно-синкретической, дорефлективной форме. Издания: Альманах "Восток" N 7(19), июль 2004г [Статья и комментарии]

The Autonomy of Affect Brian Massumi мая 2006    Издания: Альманах "Восток" N 3(39), май 2006г [Статья и комментарии]

Новые школы для новой эры Джон Дьюи июл 2004    Очерк “Впечатления о Советской России”(окончание) Издания: Альманах "Восток" N 7(19), июль 2004г [Статья и комментарии]

Кризисы и этапы развития ребенка. Роль аффекта Л.С. Выготский апр 2006    К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. У ребенка школьного возраста возникает обобщение чувств, т. е., если с ним много раз случалась какая-то ситуация, у него возникает аффективное образование, характер которого так же относится к единичному переживанию или аффекту, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию. Например, у ребенка дошкольного возраста нет настоящей самооценки, самолюбия. Уровень наших запросов к самим себе, к нашему успеху, к нашему положению возникает именно в связи с кризисом семи лет. Издания: Альманах "Восток" N 100 , 2005 г [Статья и комментарии]

Не учли природы человека Витис Вилюнас янв 2007    Издания: Альманах "Восток" N 5 (41), декабрь 2006г [Статья и комментарии]

Проблематизация связи субъекта и аффекта в русской литературе Эдуард Надточий сен 2006    Если привлечь классификацию Спинозы, то аффекты тургеневского юноши — результат действий какого-то другого тела, тогда как тургеневской девушке присущи аффекты, имеющие причиной самое себя, не возбуждаемые страдательным образом внешним источником. Однако, что очень важно, смысл этой классификации для Спинозы заключён в обращении аффектов в страсти — нечто, подлежащее контролю со стороны разума в рамках этики. Тогда как у тургеневской девушки обусловленность аффекта «внутренними причинами» (Тургенев всегда показывает, насколько мало тургеневский юноша имеет отношения к возникновении страсти к нему у тургеневской девушки и насколько не соответствует объект страсти ей самой) вовсе не связана с работой когитальной идентичности, не свидетельствует о работе разума. Скорее наоборот: чем более цельно, мощно и энергично проявляет себя страсть, тем сильнее она противостоит всякой попытке целе-рационального рассчитывающего усилия. Можно сказать, что тургеневский юноша и тургеневская девушка образуют сложный сдвоенный психоавтомат, в котором аппарат аффекта исполнен в виде фигуративности т.д., тогда как сила целе-рациональной калькуляции и сознания тождественности Я исполнена фигуративностью тургеневской девушки. Девушка — всего лишь локальная персонификация универсальных круговых сил Природы, не знающих чего-либо вроде жалости и пощады. Природа свершает свой цикл и тем замыкает круг мироздания. «Отцы и дети», один из самых глубоких тургеневских романов, заканчивается именно гимном природному круговороту на фоне могилы Базарова Издания: Альманах "Восток" N 4(40), сентябрь 2006г [Статья и комментарии]

Философия практики в современной психологии Ф.Е. Василюк фев 2005    Вполне реальна опасность вырождения психологии в третьеразрядную дряхлую и бесплодную науку, по инерции тлеющую за академическими стенами и бессильно наблюдающую сквозь бойницы за бурным и бесцеремонным ростом примитивной, а то и откровенно бесовской, массовой поп-психологии, профанирующей как те достойные направления зарубежной психологии, которые ею слепо копируются, так и психологию вообще, игнорирующей национальные и духовные особенности среды распространения. Единственный шанс для нашей научной психологии, шанс не просто отсидеться еще какое-то время на теплой академической печи [заметно, впрочем, остывшей за два года, прошедшие с тех пор, как пистались эти строки], а сделаться подлинной, сильной, полноценной наукой, состоит в том, чтобы радикально измениться. Это не внешнее вынужденное изменение, оно заложено в генотипе отечественной психологии. Не обычная философия имеется в виду, когда говорится о краеугольном камне. Какая же? “Философия практики”, формулирует Л.С.Выготский. А что такое “философия практики” применительно к психологии? Это “методология психотехники” Издания: Альманах "Восток" N 1\2 (25\26), январь-февраль 2005 г [Статья и комментарии]

Спиноза и его учение об эмоциях Л.С. Выготский фев 2005    В учении Спинозы содержится, образуя ее самое глубокое и внутреннее ядро, именно то, чего нет ни в одной из двух частей, на которые распалась современная психология эмоций каузально-причинного объяснения и проблемы жизнениого значения человеческих страстей, единства описательной и объяснительной психологий чувства. Спиноза поэтому самым тесным образом связан с самой насущной, самой острой злобой дня современной психологии эмоций, которая довлеет над ней, определяя охвативший ее пароксизм кризиса. Проблемы Спинозы в нерешенном виде ждут своего решения, без которого невозможен завтрашний день нашей психологии. Издания: Альманах "Восток" N 1\2 (25\26), январь-февраль 2005 г [Статья и комментарии]

Психология и революция (окончание) Ленин В.И., Б.П.Поршнев сен 2005    “Интерес (не по-холопски понятой) национальной гордости великороссов совпадает с социалистическим интересом великорусских (и всех иных) пролетариев”. “Мы полны чувства национальной гордости, и именно поэтому мы особенно ненавидим свое рабское прошлое… и свое рабское настоящее… Никто не повинен в том, если он родился рабом; но раб, который не только чуждается стремлений к своей свободе, но оправдывает и прикрашивает свое рабство (например, называет удушение Польши, Украины и т.д. „защитой отечества" великороссов), такой раб есть вызывающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам” Издания: Альманах "Восток" N 9\10(33\34), сентябрь-октябрь 2005г [Статья и комментарии]

Я один из тех, кого следовало бы спросить, прежде чем "монетизировать" А.В.Суворов мая 2005    Я один из тех, кого следовало бы спросить, прежде чем "монетизировать" - на самом деле ОТМЕНЯТЬ - натуральные льготы инвалидов и пенсионеров. Я так же один из тех, кого следовало бы спросить, прежде чем "реформировать" - УНИЧТОЖАТЬ - российскую систему образования. Но нас не спрашивают и спрашивать не собираются, потому что прекрасно понимают, что делают. И очень спешат поставить нас перед фактом. Перед фактом, как ни банально звучит, наступления на самые основные наши конституционные права - перед фактом их фактической отмены для громадного большинства населения России. Перед фактом отмены прав на образование, на труд, на участие в жизни общества, в конце концов на жизнь - даже в самом физическом смысле Издания: Альманах "Восток" N 4\5 (28\29), апрель-май 2005г [Статья и комментарии]

Методическое пособие вербовщика секты Интернет дек 2004    Oни рассматривают всех людей вне пределов своей группы и вообще все, что не вписывается в прокрустово ложе их доктрин и представлений, как объекты для подгонки (обтесывания и лепки) к их безжизненным и одномерным идеям. Вот замечательная фраза из этого боевого устава:
"Не все прислушаются, и мы, конечно, никого не собираемся заставлять. Однако, проявив находчивость, мы нередко можем обернуть какое-нибудь возражение, обрывающее разговор, в дальнейшую беседу".В переводе на общечеловеческий язык это означает: "Мы не заставляем, мы манипулируем и дрессируем"
Издания: Альманах "Восток" N 12(24), декабрь 2004г
[Статья и комментарии]

Наследие Л.С.Выготского и теория деятельности В.В. Давыдов апр 2006    Издания: Альманах "Восток" N 100 , 2005 г [Статья и комментарии]

Главная страница