О ситуации в России
  Главная страница

Социология


Молодежь, идущая к рулю С.Г. Кара-Мурза янв 2001    Сложное чувство возникает, когда попадаешь в их среду. Казалось бы, все прекрасно - красивые умные лица, горящие глаза, высокая речь. И тут же понимаешь, что ты тут чужой. Эти ребята с помощью родителей и своих профессоров как будто построили себе башенки из слоновой кости и сумели забыть о разрухе и горе, что царят за окном этого красивого зала. Издания: Газета "Правда России", январь 2001 [Информация и комментарии]

Обществоведение в России: куда толкает прошлое? С.Г. Кара-Мурза дек 2000    Обществоведение на распутье. Мало выбрать ориентир, надо учесть и ту инерцию, которая заставляет идти по старому пути. Без рефлексии с этой инерцией не справиться. Издания: Журнал "Философия хозяйства", декабрь 2000 [Информация и комментарии]

Экспертное сообщество России: генезис и состояние С.Г. Кара-Мурза мая 2000 (приблизительно)    В условиях, когда манипуляция сознанием стала в России на время главным средством господства, небольшая группа людей, вещающих по телевидению и в прессе с авторитетом "экспертов", превратилась в очень важный инструмент политического режима. Поэтому полезно обсудить, насколько возможно достовернее, характерные черты этой группы. [Информация и комментарии]

Истоки дедовщины в российской (советской) армии Интернет, А.Мартов 2002    Возникновение дедовщины интересно тем, что появилась она практически мгновенно, и сразу приняла формы довольно развитой субкультуры. Является ли это закономерным для солидарного общества, результатом ошибок руководства, результатом действий деструктивных сил или же следствием стечения случайных обстоятельств - в этом предмет настоящего исследования. Дедовщина, как явление, легализующее угнетение одними людьми других, в миниатюре предварила более глобальный сдвиг в по этому же направлению, совершенный уже всем советским обществом в процессе “перестройки” и разрушения СССР. Фактически для многих советских молодых людей дедовщина стала "школой капитализма"[ [Информация и комментарии]

РУССКАЯ ТРАГЕДИЯ (ГИБЕЛЬ УТОПИИ) А.Зиновьев HTML | ZIP(HTML) | ZIP(MS Word) 2002    Социологический роман как особый вид сочинительства изобретен А. Зиновьевым. Книга "Русская трагедия" (2002 г.) - роман такого рода. В нем рассматривается один из самых трагических периодов новейшей отечественной истории, когда "поголовное предательство правящего партийного аппарата" привело к ликвидации великой страны [Информация и комментарии]

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ Б.П.Поршнев Социальная психология берется за изучение самой субъективной стороны субъективного. Это — исторически видоизменяющаяся психика людей. [Информация и комментарии]

Интервью Александра Зиновьева для альманаха "Восток" (часть 1) О. Козырева, С. Пуденко, А.Зиновьев авг 2003    Это интервью , взятое в начале августа 2003 года, можно было бы назвать "Интернет-форум в гостях у Александра Зиновьева".В третьем номере нашего Альманаха уже был помещен текст беседы испанского коммуниста Антонио Фернандеса с Александром Александровичем. Прежде чем, теперь уже очно, встретиться с ним, редакция предложила участиикам постоянных обсуждений во всемирной сети задавать вопросы, на которые они хотели бы получить ответы у знаменитого русского философа, социолога, логика Зиновьева. Собрав эти вопросы (их было больше и по числу и по "весу", чем мы ожидали) , мы постарались получить ответы на них. К сожалению, даже более чем двухчасовой беседы не хватило, чтобы успеть выполнить намеченную задачу - далеко не все , что хотели, успели сказать и спросить. Как это было и в случае с Антонио Фернандесом, шел живой , непосредственный и страстный разговор . Текст беседы мы представляем в том виде, в каком она происходила, без ретуши и правки шероховатостей. Редакция альманаха Издания: Альманах "Восток" N 5 август 2003 [Статья и комментарии]

Интервью с Александром Зиновьевым (часть 2) О. Козырева, С. Пуденко, А.Зиновьев авг 2003    Ответы на вопросы участников форума С.Г. Кара-Мурзы Издания: Альманах "Восток" N 5 август 2003 [Статья и комментарии]

Клиентелизм: историко-социологический очерк (1) М.Афанасьев апр 2004    феномен коммунистической клиентарности, этот "великий немой" советского образа жизни, показывает нечто существенное в исторической мутации XX столетия. Концепция тоталитаризма должна быть дополнена анализом превращенной формы клиентарных отношений, их противоречивого симбиоза с тоталитарными институтами. После этого мы сможем раскрыть содержание сегодняшнего двуединого процесса: а) изменений клиентарных отношений в постсоциалистических условиях; б) влияния клиентарных отношений на образ деятельности правящих элит, имея в виду как политико-культурные аспекты, так и институциональную среду власти. Однако сначала нужно уяснить, определить социальное содержание, логику, потенции тех отношений, которые мы называем клиентарными. Но это можно сделать не иначе, как изучив их генезис и основные историко-цивилизационные варианты. Издания: Альманах "Восток" N 4(16), апрель 2004г [Статья и комментарии]

Клиентарные связи против отчуждения М.Афанасьев апр 2004    Ни родовые, ни общинные, ни межперсональные связи не решают проблемы социальной консолидации и не могут спасти социум от превращения в "кучу рассыпанного песка" (Сунь Ятсен), в арену "войны всех против всех" (Гоббс). Для этого требуется выработка более широких — надлокальных, национальных и международных форм солидарности... Распространенность клиентарных отношений в обществе свидетельствует о кризисе социальной солидарности. Издания: Альманах "Восток" N 4(16), апрель 2004г [Статья и комментарии]

Космологии капитализма: транстихоокеанский сектор «мировой системы» (ч.1) М. Салинс мая 2004   

20 ноября 1839 года преподобный Джон Вильямс, член лондонского миссионерского общества, был убит – вскоре после того, как он ступил на берег залива Дилона на острове Эроманга (сейчас Вану-ата) архипелага Новые Гибриды. Уже известный как «апостол Полинезии», Вильямс неожиданно стал мучеником благодаря нескольким меланезийцам, как принято считать, в слепой мести за лишения, которые они претерпели от белых торговцев сандаловым деревом. По крайней мере, так гласит официальная версия, которая, называя событие «убийством», а аборигенов «дикарями», очень характерно вписывает действия островитян в понятиях Запада. С тех пор историографическая традиция таких инцидентов была значительно усовершенствована, но не настолько, чтобы полностью освободиться от христианской добродетели «понимания», что не меланезийцы бросили первый камень. Будто меланезийцы не могли иметь своих собственных, меланезийских соображений или агрессивности собственного изобретения. Пусть даже местное значение смерти Вильямса в ее церемониальных деталях странно похоже на гибель капитана Кука на Гавайях. Неважно, что местное значение событий, казалось бы, должно считаться решающим фактором. Почти во всех европейских описаниях событий островитяне могут лишь реагировать на определяющее ход всех событий присутствие иностранцев. Издания: Альманах "Восток" N 5(17), май 2004г [Статья и комментарии]

Космологии капитализма: транстихоокеанский сектор «мировой системы» (ч.2) М. Салинс мая 2004    Окончание. Издания: Альманах "Восток" N 5(17), май 2004г [Статья и комментарии]

Мышление интеллигенции и поддержка экономической реформы: отход от рациональности (ч.2) С.Г. Кара-Мурза сен 2004    Продолжение Издания: Альманах "Восток" N 9(21), сентябрь 2004г [Статья и комментарии]

Прощайте, печальные тропы. Этнография в контексте современной мировой истории М. Салинс июл 2004    Посвящается Барни Кону

Антрополог изучает историю, потому что только в ретроспективе, наблюдая структуру и ее изменения, возможно понять природу структуры.

Бернард Кон (1987)
Издания: Альманах "Восток" N 7(19), июль 2004г
[Статья и комментарии]

Мышление интеллигенции и поддержка экономической реформы: отход от рациональности (ч.1) С.Г. Кара-Мурза авг 2004    В России делается или, как минимум, декларируется попытка вместить ее хозяйство в структуры либеральной экономики («вернуть в лоно цивилизации»). Проект этот по глубине несопоставим с революцией Октября 1917 года. В Советской революции претензии ограничивались изменением социально-экономического уклада и идеологии. Сейчас речь идет о смене типа цивилизации. Издания: Альманах "Восток" N 8(20), август 2004г [Статья и комментарии]

Мышление интеллигенции и поддержка экономической реформы: отход от рациональности (ч.3) С.Г. Кара-Мурза сен 2004    Окончание. Начало в № 8 за 2004 г. Издания: Альманах "Восток" N 9(21), сентябрь 2004г [Статья и комментарии]

Горечь сладости, или нативная антропология Запада (ч.1) М. Салинс авг 2004    Книга Сиднея Минца «Сладость и власть» (1985) стала для меня важной вехой потому, что автор взял на себя смелость рассмотреть капитализм как культурную экономику. В этой книге антропология находится в центре истории в двух ипостасях: во-первых, в качестве академической научной дисциплины, какой мы ее знаем и любим, а во-вторых, в виде того, что можно назвать нативной антропологией западного общества, туземных представлений о бытии человека, которые на определенном историческом этапе дали сладости ее экономическую функциональность. Об этой нативной Западной антропологии я и хотел бы поговорить в этой статье в связи с классической книгой Минца и в связи с антропологией как научной дисциплиной. Издания: Альманах "Восток" N 8(20), август 2004г [Статья и комментарии]

Горечь сладости, или нативная антропология Запада (ч.2) М. Салинс сен 2004    Окончание. Издания: Альманах "Восток" N 9(21), сентябрь 2004г [Статья и комментарии]

Подъем современного Китая. Всеобъемлющая национальная мощь и великая стратегия Ху Аньган, Мен Хонгуа авг 2007    Положение страны на международной арене в сущности ассоциируется с подъемом и спадом национальной мощи, увеличением и падением его стратегических ресурсов. Это подводит нас к такому вопросу как: что подразумевается под комплексной мощью государства (КМГ)? Каковы стратегические ресурсы, которые определяют КМГ? Какого рода стратегические ресурсы являются наиболее важными в 21-ом столетии? Каковы преимущества и недостатки стратегических ресурсов Китая в сравнении с другими крупными государствами? Как можно определить уровень Китая в отношении его КМГ по сравнению с другими государствами? Усилился ли или, напротив, потерял в своей силе Китай за последние 20 лет? Как КМГ Китая меняется в сравнении с КМГ США, Японии, Индии и России, которые представляют собой страны, наиболее близко ассоциируемые с интересами Китая и его геополитической стратегией? Каким образом Китаю следует поднимать свой КМГ, как наиболее полно использовать преимущества своих стратегических ресурсов и неуклонно компенсировать недостающие стратегические ресурсы? Каковы цели Китайской великой стратегии? Как добиться их воплощения? Издания: Альманах "Восток" N 2(43), сентябрь 2007г [Статья и комментарии]

Адаптанты Стариков Е.Н. июн 2007    По данным социологического опроса, проведенного ВЦИОМ, адаптанты связаны как с органами власти (59 процентов опрошенных), так и с криминальным миром (56 процентов). 40,9 процента респондентов считают, что для получения высоких доходов профессиональная квалификация и знания не нужны. Иначе говоря, нужны не образование и ум, а хитрость и наглость, отсутствие комплексов и “умение крутиться”. Этот факт опровергает расхожую мифологему демпрессы о том, что социальный отбор идет по таким критериям, как ум, работоспособность и инициативность. (“Если ты такой умный, то почему ты не миллионер?”) Ум и работоспособность - качества высококвалифицированных рабочих и интеллигенции, которые сейчас почему-то не обогащаются, а усиленно люмпенизируются. Как говорит народная поговорка, золото тонет, а всплывает... то, что всплывает. Издания: Альманах "Восток" N 1(42), июнь 2007г [Статья и комментарии]

Новая знать (Foreword to the Pierre Bourdieu, La noblesse d'État). Loïc Wacquant дек 2004    Bourdieu считает, что организация современного правящего класса выражает историческое состояние разделения рабочей силы между материальным (экономическим) и символическим (культурным) капиталом), и его проекция на область отборных школ, которая и освобождает и переплетает эти два капитала, характерна для всех продвинутых обществ. Но эта подземная структура оппозиций принимает феноменально разнообразные формы в различных странах, в зависимости от множества пересекающихся факторов, включая историческую траекторию формирования высшего класса, государственных структур, и формы системы образования в обществе Издания: Альманах "Восток" N 12(24), декабрь 2004г [Статья и комментарии]

Старый Порядок в России: клиентарное измерение М.Афанасьев апр 2004    Патримониализм и клиентелизм не являлись некими отклонениями или пережитками, но составляли внутреннюю форму российской бюрократии, определяя образ мысли и поведения властвующих- служащих, то есть характеризуя образ властвования. В условиях жесткой иерархии, нацеленной на централизацию и монополизацию власти, клиентелизм выступал в самых грубых, вынужденных формах. Согласно законодательству о государственной службе, начальник был обязан наблюдать за поведением и «обхождением» своих подчиненных, от него зависело возбуждение и прекращение уголовного преследования подчиненного за должностное преступление. Рядовой чиновник мог быть уволен со службы своим начальником за неспособность или неблагонадежность без сообщения ему мотивов увольнения. Ясно, что при таком административном порядке служебная подчиненность была необходимо сопряжена, сливалась с личной зависимостью. Космизму державинской строки - «Я царь, я раб, я червь, я бог» - в чиновном российском космосе пародийно отвечала заповедь: «Я начальник - ты дурак; ты начальник - я дурак». Издания: Альманах "Восток" N 4(16), апрель 2004г [Статья и комментарии]

Всеобъемлющая национальная мощь и великая стратегия (окончание) Ху Аньган авг 2007    Издания: Альманах "Восток" N 2(43), сентябрь 2007г [Статья и комментарии]

Жизнеустройство в Белоруссии и российские перспективы С. Пуденко окт 2010    В отличие от РФ, в РБ сохранились неразрушенными на уровне неписаных правил базовые структуры повседневности и общежития (включая коллективный труд). Коротко выражаясь, там люди предоставленные сами себе (не из страха наказания и пр.) - ходят по правой стороне дорожки , на дорогах соблюдают правила дорожного движения, в темное время суток можно без опаски подходить к первым встречным и они укажут дорогу, да и проведут. За этим для многих (может быть, и для вас) пустяковым "фактом" для меня стоит принципиальная разница.

То, что сейчас распад "правил" у "граждан", это не извиняет никого. Начинается все с такой ерунды как движение по тротуару справа, соблюдение ПДД когда никто не видит, на зебре. Это надо себе в первую очередь. С таких мелочей на самом деле начинается, а потом уже "законы" поддерживают кооперативный "порядок". Но если нет давления "снизу", то никакие пИсаные законы и суды- не помогут
Издания: Альманах "Восток" Предпубликации очередного номера
[Статья и комментарии]

Человеческий и вещественный капитал - общность и отличие В.Щетинин фев 2004    Капитал не случайно рассматривают в качестве основного элемента общественного богатства. В экономической энциклопедии капиталом называют "то, что способно приносить доход или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг, вложенный в дело, функционирующий источник в виде средств производства" Издания: Альманах "Восток" N 2(14), февраль 2004 года [Статья и комментарии]

Глоссарий -14 В.Кемеров фев 2004    Капитал, Индивидуальное и Коллективное, Отчуждение, Вещи
(из "Современного философского словаря")
Издания: Альманах "Восток" N 2(14), февраль 2004 года
[Статья и комментарии]

Простая семья, непростая семья Е.Пищикова апр 2004    Мои собеседники относятся к социальным потрясениям как к неизбежности... Итак - они рисуют следующие пунктирные картины... Вечная зима, снег, грязь . Заброшенный город. На крыше чудом сохранившегося шестнадцатиэтажного дома Сюзерен всматривается вдаль. Необходима битва за воду, бензин, воздух и дрова. Неплохо бы еще отбить у мутантов из соседней деревни несколько баб. Единственный оставленный в племени интеллигент по кличке Профессор строит из ржавых водопроводных труб змеевик...
А Учитель Алексей Петрович Стегалов строит байдарки.
Издания: Альманах "Восток" N 4(16), апрель 2004г
[Статья и комментарии]

Новое женское счастье Е.Пищикова апр 2004    Подборка очерков по "физиологии города" (окончание)
Беру на себя смелость предположить: в России разводятся так часто не оттого, что женщина жаждет модернизировать институт брака, а мужчина склонен относиться к нему с иронией (вариант USA), а потому, что в нашем отечестве беспрецедентно часто заключаются межсословные браки, рискованные по своей природе...
Издания: Альманах "Восток" N 4(16), апрель 2004г
[Статья и комментарии]

Социология Бурдье и экономические науки Фредерик Лебарон ноя 2004    Третий аспект введения символической составляющей в изучение экономических процессов связан с борьбой. Классовая борьба — это не просто конфликты, имеющие отношение к распределению богатств, — это борьба символическая. Классы есть результат политической работы по созданию и унификации, которая осуществляется на базе объективной близости в социальном пространстве . Это позволяет понять национальные особенности образования групп и отношений, связывающих эти группы. В результате образования институциализированных систем «профессиональных отношений» (коллективные соглашения, паритетное управление социальным страхованием и т. д.) социальные категории приобретают официальный характер, усиленный государственной номенклатурой, которая их концентрирует . Внутри пространства предприятий конкурентная борьба также носит символический характер: доминирующее предприятие диктует свои правила игры, свой выбор, свою концепцию продукта и т. п. Все его стратегии направлены на усиление своей позиции и используют все доступные ресурсы, в том числе и ресурсы чисто символические (создание торговой марки и т. д., см.: [17]). Отношения между спросом и предложением включает социальное и практическое «регулирование» в той же степени, что и чисто «экономический механизм» Издания: Альманах "Восток" N 11(23), ноябрь 2004г [Статья и комментарии]

Lukacs' Reification and Heller's Theory of need in Marx Daniel du Prie апр 2006    Concepts such as Lukacs' 'reification' and Heller's 'dissatisfaction' are still valid, especially in light of the triumphant 'self-indulgence' and 'positivism' of capitalist theories, such as globalisation and economic rationalism, which are now attempting in a similar manner that appears to many people as more dictatorial than democratic, at the least in a 'sinister' manner, to become global social realities. Издания: Альманах "Восток" N 100 , 2005 г [Статья и комментарии]

Машины и крупная промышленность К.Маркс фев 2004    Капитал. Т.1, гл. "Развитие машин" Издания: Альманах "Восток" N 2(14), февраль 2004 года [Статья и комментарии]

Восточноевропейский путь развития: социокультурные контуры (ч.5) Н.В. Коровицына мая 2004    Продолжение. Начало в №№5,6,8 за 2003г., № 3 за 2004 г.

На рубеже 1960-1970-х годов начинается период постиндустриального развития, в современной литературе получивший еще название постэкономического. Уменьшается значение сугубо экономических целей и материалистической мотивации, сменяясь стремлением человека к достижению «внутренних» целей своего личностного развития. Осознание им своей самоценности радикально изменяет направленность общественной эволюции. Восточная Европа не остается в стороне от этой, охватившей Запад подлинной культурной революции, - следствия революции образовательной, или бума высшего образования. В восточной части Европы культура постмодерна утверждается в среде городской молодежи, относящейся к традиционной интеллигенции. Возникает уникальный синтез традиции и посмодерна, ставший, может быть, главным социокультурным итогом восточноевропейского, социалистического пути развития. Издания: Альманах "Восток" N 5(17), май 2004г [Статья и комментарии]

Восточноевропейский путь развития: социокультурные контуры (ч.6) Н.В. Коровицына июн 2004    Продолжение. Начало в №№5,6,8 за 2003г., № 3,5 за 2004 г.

Распад в конце 1970-х годов системы ценностей, существовавшей на протяжении около четверти века, сопровождался формированием на ее месте конгломерата ценностных систем. Возникло множество систем, характерных для различных социальных, особенно социально-образовательных, и демографических, в том числе поколенческих, групп населения, для различных исторических эпох – от архаики до постмодерна. Дезинтеграция ценностного фундамента общества подготовила великий перелом в сознании народов региона, его «перестройку», предшествующую смене общественного строя. Смену систем принесли бархатные революции и первая из них - революция Солидарности, которой завершается период консервативной (социалистической) модернизации. С нее же начинается длительный путь общественной трансформации Восточной Европы, в том числе переход народов региона к новой системе ценностей.
Издания: Альманах "Восток" N 6(18), июнь 2004г
[Статья и комментарии]

Восточноевропейский путь развития: социокультурные контуры (ч.7) Н.В. Коровицына июл 2004    Продолжение. Начало в №№5,6,8 за 2003г., № 3,5,6 за 2004 г.

Уже в 1980-е годы начался переход от эмоционально-символической, ценностной основы жизнедеятельности к материалистической. В польском общественном сознании, пребывавшем в состоянии мировоззренческого вакуума, происходили важные сдвиги: шло принятие рыночных принципов экономической жизни. Изменения в ментальной плоскости – сфере «бархатных» преобразований – получили название «перестройки», или «революции сознания».
Издания: Альманах "Восток" N 7(19), июль 2004г
[Статья и комментарии]

Россия как трансформирующееся общество: резюме многолетней дискуссии социологов В.А. Ядов мая 2003    Десятилетие так называемого переходного периода, запаздывающей модернизации (или модернизации вдогонку) и дискуссии обществоведов вокруг этой «судьбоносной» проблемы дают вполне достаточно оснований, чтобы сделать некоторые обобщающие теоретико-методологические и практические выводы. Издания: Альманах "Восток" N 103 сводный номер - [Статья и комментарии]

Специфика и функции мифологического сознания А.А. Мишучков июл 2004    Глубинная суть мифа как антропологического феномена заключается в том, что он является первичной формой осознания мира как в онтогенезе, так и в филогенезе человека, существует в культуре как особый способ освоения мира и непосредственно влияет на социализацию человека на разных этапах его развития. Существенную роль он играет в первичной социализации человека, удовлетворяя специфическим образом, с помощью эмоционально-ценностных представлений, сущностные потребности в освоении мира, протекающего в чувственно-синкретической, дорефлективной форме. Издания: Альманах "Восток" N 7(19), июль 2004г [Статья и комментарии]

Предметная деятельность К.Маркс, Г.С. Батищев фев 2004    Предметная деятельность как принцип развития общественных отношений. Опредмечивание и овещнение Издания: Альманах "Восток" N 2(14), февраль 2004 года [Статья и комментарии]

Некоторые свойства полей Пьер Бурдье ноя 2004    Структура поля есть состояние соотношения сил между агентами или институтами, вовлеченными в борьбу, или, если хотите, распределение специфического капитала, который, являясь результатом предшествующей борьбы, направляет последующие стратегии. Эта структура, лежащая в основании стратегий, направленных на ее трансформацию, сама постоянно вовлечена в игру. Основной ставкой борьбы, местом которой является поле, выступает монополия на легитимное насилие (специфическую власть), которая является отличительным свойством рассматриваемого поля. То есть, в конечном счете, основной ставкой борьбы служит сохранение или разрушение структуры распределения специфического капитала. Издания: Альманах "Восток" N 11(23), ноябрь 2004г [Статья и комментарии]

Женское чтиво как Машина желаний Ольга Вайнштейн фев 2005    Розовый роман, конечно же, - _сказка о женской инициации_. Производство групповых фантазмов строится по тем же принципам, что и социальное производство , оно гомологично экономическому. Желание конституируется через "нехватку"(мanque), которая планируется, организуется и искусно поддерживается экономическими методами. Желание непрерывно воссоздает отсутствующий объект желания, что сообщает его деятельности "машинный", механический характер . В этом смысле издательство "Арлекин", читатель розового романа и сам розовый роман - единый конвейер производства желаний. Розовый роман как машина желаний функционирует одинаково как в плане генезиса, так и рецепции, и коммерции, и главный предмет производства здесь - желание романтической любви. Ощущение нехватки романтической любви программируется такими же способами, как и в рекламе: прежде всего у потенциального потребителя акцентируется наличие "проблемы", например, перхоти, которую может снять только шампунь "Head and Shoulders". Издания: Альманах "Восток" N 1\2 (25\26), январь-февраль 2005 г [Статья и комментарии]

"Генеральная линия" философии практики С. Пуденко, Участники форума С.Г. Кара-Мурзы фев 2005    Интегрально линия существует только в Высшем Интернете. То ,что бренд ввел итальянец Лабриола, раскрутил с учетом "немцев" сардинец Грамши, а об этом "не знали" немецкий еврей Маркс или советский русак Ильенков и от этого чуток отрещивался французский беарнец Бурдье - это наносное. Издания: Альманах "Восток" N 1\2 (25\26), январь-февраль 2005 г [Статья и комментарии]

Social Control in "A Thousand Plateaus" Jugene Holland апр 2006    There are three forms of social power: sovereign, disciplinary, and control. There are two modes of domination: servitude and subjection. And there are three types of "capture" -- that is, three ways of establishing and appropriating value: they are ground rent, profit, and what I'll call "levy" (to translate "prйlиvement"), which is most recognizable in the forms of taxes and interest (as distinct from profit). A recurrent narrative trope seems to organize these categories, a kind of perverse return to origins: the most advanced capitalism is seen as rejoining the most archaic forms of barbarism
From Deleuze and Guattari: New Mappings in Politics, Philosophy, and Culture
Издания: Альманах "Восток" N 100 , 2005 г
[Статья и комментарии]

Внешние миграции и “новые диаспоры” в современной России: криминальный аспект В.И. Дятлов мая 2006    Для сибирского общества миграционный фактор играет гигантскую роль в его экономическом, социальном, культурном, политическом развитии, в динамике формирования массового сознания и самоидентификации. Поэтому так важно то, что рубеж XX-XXI вв. ознаменовался для Иркутска, как и Сибири в целом, радикальными переменами в миграционной ситуации.
Трансграничные миграции, причем в огромных масштабах, – это теперь надолго, если не навсегда. Это стратегическое явление, которое во многом будет определять траекторию экономического, этнического, культурного, политического, геополитического развития страны.
Издания: Альманах "Восток" N 3(39), май 2006г
[Статья и комментарии]

Игра в гольф в одиночку: размывание общественного капитала Америки Роберт Д .Патнем авг 2004    Существуют убедительные доказательства того, что жизнеспособность американского гражданского общества заметно снизилась за последние несколько десятилетий. Почти по всем показателям прямое участие американцев в политической жизни и государственном управлении и резко упало на памяти нынешнего поколения. За последние десять-двадцать лет от участия в делах своих местных сообществ отстраняются ежегодно миллионы американцев. Вряд ли можно считать случайным совпадением то, что за рассматриваемый период американцы отмежевались так же от политической жизни и государственного управления. Процент граждан, которые ответили, что они "доверяют правительству в Вашингтоне" только "иногда" или "почти никогда", плавно увеличилась с 30% в 1966 году до 75% в 1992 году. Издания: Альманах "Восток" N 8(20), август 2004г [Статья и комментарии]

Творческое наследие Б.Ф.Поршнева и его современное значение "Русский журнал" дек 2003    отрывок работы О.Вите
9.1. Минимальные признаки человеческого общества
9.2. Теория классовой борьбы
9.3. Классовая борьба и развитие общества

10.1. Ленинско-веберовская теория государства
10.2. Средневековая церковь как идеологическая надстройка
Издания: Альманах "Восток" N 9\10 декабрь 2003 года
[Статья и комментарии]

Основные понятия концепции Пьера Бурдье Ирина Ширшова ноя 2004    Многими учеными отмечается огромный вклад Бурдье в понимании общества. Для Бурдье характерно глубокое пренебрежение междисциплинарным делением, накладывающим ограничения на предмет исследования и на применяемые методы. В его исследованиях сочетаются подходы и приемы из области антропологии, истории, лингвистики, политических наук, философии, эстетики, которые он плодотворно применяет к изучению таких разнообразных социологических объектов как: крестьянство, искусство, безработица, система образования, право, наука, литература, брачно-родственные союзы, классы, религия, политика, спорт, язык, жилище, интеллектуалы и государственная "верхушка". В связи с необычностью подхода поставленная тема реферата является очень интересной.
Реферат с обзором основных концептов П.Бурдье
Издания: Альманах "Восток" N 11(23), ноябрь 2004г
[Статья и комментарии]

Из жизни простых ивановских миллионеров В.Коновалов апр 2004    С недавних пор у Макаркиных появилась новая семейная привычка. Вечерами они подсчитывают, насколько стали богаче или беднее, и эти данные наряду с прочей домашней бухгалтерией Олег Ильич аккуратно заносит в амбарную книгу. А финансовое состояние их меняется довольно динамично - если и не по часам, то, во всяком случае по дням. Издания: Альманах "Восток" N 4(16), апрель 2004г [Статья и комментарии]

П(о)рочные связи. Фундаментальное исследование феномена политического клиентелизма Независимая газета апр 2004    Рецензия на работу М.Н. Афанасьева "Клиентелизм и российская государственность" Издания: Альманах "Восток" N 4(16), апрель 2004г [Статья и комментарии]

Эмоция, социальная теория и социальная структура Дж. Барбалет окт 2004    Автор ставит перед собой две основные задачи: исследовать под углом зрения эмоций ключевые аспекты социальной структуры (такие, как рациональность, классовая структура, социальное изменение и т. д.) и внести коррективы в социологическую теорию исходя из применения данного подхода к социальным явлениям
Реферат книги BARBALET J. M. Emotion, Social Theory and Social Structure: A Macrosociological Approach.
Издания: Альманах "Восток" N 10(22), октябрь 2004г
[Статья и комментарии]

Культурный капитал Пьер Бурдье фев 2005    Это не всегда понималось историками (даже такими внимательными к символическим воздействиям, как E.P. Thompson, которые склонны рассматривать символические практики – напудренные парики и все атрибуты службы – как явные стратегии доминирования, имеющие целью преподнести себя (тем, кто стоит ниже) и представить щедрое или филантропическое поведение в качестве «расчетливых актов классовых уступок». Эти наивные рассуждения в духе Макиавелли упускают из виду то, что самые искренние, бескорыстные акты вполне могут соответствовать объективному интересу. Некоторые поля, особенно те, в которых более всего отрицаются личный интерес и всякие формы расчета (например, поля культурного производства), полностью признают (и вместе с признанием осуществляют акт посвящения, гарантирующий успех) только тех, чье инвестирование адекватно данному полю и служит сигналом искренней преданности его основополагающим принципам. Cовершенно неверно описывать выбор хабитуса, который определяет истинное место художника, писателя или исследователя с точки зрения рациональной стратегии и циничного расчета.
основная часть знаменитой, но по-прежнему малодоступной статьи> П. Бурдье «Формы капитала».
Издания: Альманах "Восток" N 1\2 (25\26), январь-февраль 2005 г
[Статья и комментарии]

Россия: общество из "песка" "Русский журнал" фев 2005    Социально-психологические классы больше похожи на квантовую, а не на классическую систему, благодаря присущей членам этих классов "стадной когерентности", состоящей в том, что члены каждого класса реагируют на "раздражители" массово одинаково вслед за теми членами, которые отреагировали первыми. В основе этих лавинообразных процессов лежит не единство общих ценностей или общего интереса, а простое выстраивание вслед за теми, кто уже "сориентировался". Выстраивание это происходит очень быстро, за счет какого-то "чутья", которому не требуется достоверного знания о тех, кто успел сориентироваться быстрее. Это немного напоминает выстраивание доменов в ферромагнетике. Следует отметить, что уже сейчас имеются далеко идущие попытки трактовать российскую экономику методами, заимствованными из термодинамики и статистической физики. Издания: Альманах "Восток" N 1\2 (25\26), январь-февраль 2005 г [Статья и комментарии]

Дар, грабёж и торговля: историческая условность границ Ю. Латынина фев 2005    C конца XI века в Европе возникает новый тип богатства. Он не связан с социальным статусом. Это богатство, на которое покупают вещи, а не верность; товар, а не царствие небесное. Оно возникает не из даров и налогов, а из производства и торговли. Ключевой вопрос, однако, состоит в следующем: возникает ли богатство новых людей из «внеличного» рынка, или же реальная механика возникновення этого богатства тоже опирается на связи, доверие и покровительство? Увы! Скромного труженика рынка, мирного купца, сидящего за конторкой и пересчитывающего деньги в XI-XII веке не существовало вовсе. Этот купец, купец, торговец, член коммуны есть изобретение историков XIX века, переносящих в XI век вражду между первым и третьим сословием времен Великой французской революции. Они не сочли нужным отличать торговые объединения от других типов общественных объединений, где преобладают родственные или дружественные связи. Само слово «компания» — от cum-panis (вместе едящие хлеб) — отражает дружесп характер связей торговых партнеров Издания: Альманах "Восток" N 1\2 (25\26), январь-февраль 2005 г [Статья и комментарии]

Теория потребностей у Маркса (Marx Theory оf Needs) Агнес Хеллер дек 2004    Я заинтересовалась Марксом, потому что заинтересовалась радикальной политической и социальной теорией. Мой Маркс не был привязан к классовой теории. Мой Маркс был привязан, к теории потребностей и их удовлетворения Издания: Альманах "Восток" N 12(24), декабрь 2004г [Статья и комментарии]

Плебейская культура и моральная экономия Э.П. Томпсон дек 2004    Структуры власти и даже формы эксплуатации казались рабочему естественными, что не исключало, конечно, скрытого недовольства. Томпсон определяет это как "менталитет подчинения". Унижения, которые испытывал трудящийся, не исходили непосредственно от господ. Когда взвинчивались цены, народная ярость направлялась не на землевладельцев, а на торговцев и мельников. Джентри представлялся благодетелем. Присвоение труда бедняков осуществлялось через арендаторов, через торговцев. Самого хозяина рабочие видели редко, только тогда, когда они искали его покровительства и помощи. В этих случаях выход джентри был поистине театральным. Пудреный парик, пышная одежда, обдуманные патрицианские жесты и высокомерие в облике и речи - все было направлено на то, чтобы вызвать почтение у плебса. Был и "театр" властей ... Однако, действенное патерналистское господство требует не только светской, но и духовной власти, и здесь было самое слабое место системы.
Реферат сборника "Aufsätze zur englischen Sozialgeschichte des 18. und 19. Jahrhunderts. "
Издания: Альманах "Восток" N 12(24), декабрь 2004г
[Статья и комментарии]

"Господа преступники, добро пожаловать во Францию" Анатолий Гладилин дек 2005    Писатель описывает нравы иммигрантов в "горячих" пригородах Парижа. Подростки-африканцы считают нормой избивать своих французских ровесников и вовсе не думают учиться, искать достойную работу. Больше всех от приезжих, пишет Гладилин, страдают бедняки и пенсионеры. Они вынуждены мириться с бесчинствами, потому что уже неспособны заработать на жилье в более спокойном районе Парижа Издания: Альманах "Восток" N 11\12 (35\36), ноябрь-декабрь 2005г [Статья и комментарии]

Никлас Луман - теория систем как методология конструктивизма Интернет апр 2006    Название книги Лумана “Общество общества”, первый раздел которой “Общество как социальная система” представлен в книге, расшифровывается весьма просто. Речь здесь идет о “теории коммуникаций”, причем о такой теории, которая в свою очередь воплощается в коммуникативных актах, предлагается для обсуждения и, как всякая коммуникация, не просто тематизирует, но и манифестирует общество. Ведь последнее, вбирая в себя все коммуникации, получает настолько широкое определение, что его теоретические описания уже не могут осуществляться где-то вне его и, следовательно, образуют часть его самого, а именно, научную подсистему коммуникаций, социологию, теорию познания. Эта парадоксальная самообращенность, представление об обществе как о “само себя толкующем” – стержневой мотив лумановской концепции. Здесь коренится и фундаментальный мотив всей лумановской методологии: возвращение или вхождение описания предмета в сам предмет описания.
Для объяснения “собственных значений” в обществе как инвариантов социального порядка следовало, по мысли Лумана, обратиться к общенаучной методологии, к тому, как они могут быть интерпретированы в рамках других наук: в математике, физике, биологии, нейрофизиологии. Луман ищет методологические основания для объяснения того, как возникает порядок из рекурсивных, то есть самообращенных коммуникаций, как возможен порядок
послесловие к работе “Общество как социальная система”
Издания: Альманах "Восток" N 100 , 2005 г
[Статья и комментарии]

Культурный, социальный и символический капиталы (обзорный материал) Т.Нестик фев 2004    Увлечение понятием "капитала" в социологии привело к появлению таких терминов, как «языковой капитал», «капитал доверия», «религиозный капитал», «юридический капитал» и даже «капитал самостоятельности» (способность самостоятельно принимать решения, которая делает сотрудника привлекательным для работодателей. По-видимому, оправданным было предостережение, высказанное еще в 1979 г. одним из сторонников концепции П.Бурдье, Полом ДиМаджио: «Понятие капитала превращается из мощного и точного орудия анализа в бессодержательную фигуру речи» Издания: Альманах "Восток" N 2(14), февраль 2004 года [Статья и комментарии]

Труд в социальной жизни О.Козлова фев 2004    "Quasi una fantasia" доктора социологии

"Море покинут гребцы, и плавучие сосны не будут

Мену товаров вести - все всюду земля обеспечит.

Почва не будет страдать от мотыг, от серпа - виноградник;

Освободит и волов от ярма хлебопашец могучий;

Шерсть не будет хитро различной морочить окраской, -

Сам, по желанью, баран то в пурпур нежно-багряный,

То в золотистый шафран руно перекрашивать будет,

И добровольно в полях багрянец ягнят принарядит"...

Издания: Альманах "Восток" N 2(14), февраль 2004 года
[Статья и комментарии]

Г.C. Батищев о типологии социальных связей (об общении) Г.С. Батищев дек 2003    Маркс говорит об этом типе общности как о преодолевающей овещнение и расщепление деятельности - уже для всех индивидов ."Это не осуществимо без органической общности. Только в органической общности обретает индивид средства всесторонего развития своих задатков и продвижения, только в органической общности, следовательно,возможная личная свобода". Издания: Альманах "Восток" N 9\10 декабрь 2003 года [Статья и комментарии]

Всеобщий труд по Марксу В.C.Библер фев 2004    Вот наиболее острое марксово противопоставление: “...следует различать всеобщий труд и совместный труд. Тот и другой играют в процессе производства свою роль, каждый из них переходит в другой, но между ними существует также и различие. Всеобщим трудом является всякий научный труд, всякое открытие, всякое изобретение. Он обусловливается частью кооперацией современни­ков, частью использованием труда предшественников. Совместный труд предполагает непосредственную кооперацию индивидуумов" Издания: Альманах "Восток" N 2(14), февраль 2004 года [Статья и комментарии]

Способы господства Пьер Бурдье сен 2004    Богатство может функционировать как капитал лишь в соотнесенности с собственно экономическим полем, предполагая тем самым целый комплекс экономических институтов и корпус специализированных агентов, обладающих специфическими интересами и способами мышления. Издания: Альманах "Восток" N 9(21), сентябрь 2004г [Статья и комментарии]

Слияние криминалитета и власти - в чем причины и где выход? А. Макиенко, "Аргументы и факты", Интернет фев 2005    Про клиентелизм на ситуейшн выложено полдюжины материалов, вопрос поставлен был еще лет десять назад. А Гильбо просто удачно публицистически заострил.
Вот нашелся кусок дискуссии в "народном стиле" про клиентелу- это тот случай, когда новое слово очень нужно.
Издания: Альманах "Восток" N 1\2 (25\26), январь-февраль 2005 г
[Статья и комментарии]

Новые отверженные ("La Misere du Monde") Пьер Бурдье, другие авторы фев 2005    Это исследование посвящено необеспеченным и социально незащищенным слоям современного французского общества. Это общество множит социальные пространства, способные в небывалых масштабах порождать различные формы страданий и терзаний.Дистанцируясь и от позитивизма, и от герменевтических изысков, Бурдье заявляет, перефразировав Спинозу, что в ситуации интервью в социологе должна родиться интеллектуальная любовь в интервьюируемому, проистекающая из понимания его в его необходимости. И тогда люди будут раскрываться, а их ответы на вопросы станут попыткой в самих себе отбросить внешнее и понять свои реальные беды и их истоки. Работа социолога оказывается сократическим искусством помощи человеку, рождающему истину о самом себе.
В дополнение к этой работе рекомендуется рассматривать фундаментальное исследование Бурдье "Новая знать"
http://www.situation.ru/app/j_art_655.htm
Издания: Альманах "Восток" N 1\2 (25\26), январь-февраль 2005 г
[Статья и комментарии]

Овещнение общественных отношений К.Маркс фев 2004    из "Grundrisse..." (Экономические рукописи 1857-1859гг) Издания: Альманах "Восток" N 2(14), февраль 2004 года [Статья и комментарии]

Главная страница