О ситуации в России
  Главная страница

Образование


Новое время - новые дети? HTML | ZIP(HTML) | ZIP(MS Word) Авторы задаются вопросом: можно ли в России построить <нормальный> капитализм? Ведь строить его будут не отдельные <новые русские>, а <новое большинство>, т.е. сегодняшние дети, которые завтра будут взрослыми. Но позволят ли им русская культура, религия, почва стать действительно <новыми>? Даже если поменять всю систему образования и воспитания, дать детям иные стереотипы поведения? Издания: М.: Народное образование, 2000. - 224 с. [Информация и комментарии]

Интервью с Министром просвещения теневого правительства 2002    О российском образовании [Информация и комментарии]

Провал в незнание ("Круглый стол" в редакции "Завтра") С.Г. Кара-Мурза авг 2002    Нынешнее государство является государством "анти-знания". То есть является государством, которое лишает знание его универсального измерения, закрывает и превращает в жреческое и эзотерическое очень многие виды открытого знания, необходимые для преодоления кризиса . Издания: (Газета "Завтра", август, 2002) [Информация и комментарии]

Обществоведение в России: куда толкает прошлое? С.Г. Кара-Мурза дек 2000    Обществоведение на распутье. Мало выбрать ориентир, надо учесть и ту инерцию, которая заставляет идти по старому пути. Без рефлексии с этой инерцией не справиться. Издания: Журнал "Философия хозяйства", декабрь 2000 [Информация и комментарии]

Основные черты системного мышления Т.А.Айзатулина С.Г. Кара-Мурза фев 2005    Тамерлан всю свою жизнь учил. Кроме того, что он сам вырабатывал метод обучения, проверял, отбирал приемы, он еще все время и учил практически. Это было очень нелегко. Нас ни в школе, ни в вузе не учили учиться думать. Мы эти навыки воспринимали методом проб и ошибок, путем имитации, но еще меньше нас учили учить думать. Вообще я считаю, что педагогика этой функции разработана плохо, и мне кажется, что Тамерлан и ее разрабатывал. Издания: Альманах "Восток" N 1\2 (25\26), январь-февраль 2005 г [Статья и комментарии]

Теория деятельности и социальная практика В.В. Давыдов, Ю.В. Громыко авг 2005    На основе научных исследований к настоящему времени создана теория деятельности (точнее, несколько ее вариантов), которую можно использовать в целях усовершенствования и развития той или иной социальной практики. Разработка проектов предполагает привлечение ряда наук, а реализация проектов требует участия многих практических ведомств. Таким образом, возникает система практикоориентированных наук — этой системе соответствует особый тип научности, который не противостоит исследованиям, а охватывает и изменяет их согласно требованиям развития деятельностной практики. Издания: Альманах "Восток" N 7\8 (31\32), июль-август 2005 г [Статья и комментарии]

«Оптимистическая модернизация = «макдональдизация»?» Н.В. Громыко окт 2010    Реформы, проводимые в настоящее время в отечественном образовании, являются неотъемлемой частью дальнейшей «макдональдизации» всего российского общества Издания: Альманах "Восток" Предпубликации очередного номера [Статья и комментарии]

'Развитие способности воображения' - новая книга для учителей, психологов, родителей "Миссия России" янв 2006    Книга «Развитие способности воображения» предназначена, главным образом, педагогам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях, начальной школе и учреждениях дополнительного образования, она будет также полезна родителям детей от трех до десяти лет. Интересна эта книга будет и педагогам-психологам, так как содержит диагностические задания для определения уровня развития воображения детей.
Глава и программа развития воображения на материале русской народной сказки написана Э.С.Акоповой ; программа визуально-эстетического воспитания разработана итальянской художницей и педагогом Э.Кабасси; технология развития воображения на календарно-тематических циклах, комплексных и предметных занятиях описана Е.В.Коноваловой; глава о диагностике способности воображения написана разработчиком-психологом Л.Н.Алексеевой. В книгу включены разработки сценариев занятий
Издания: Альманах "Восток" N 1(37), январь 2006г
[Статья и комментарии]

Русский учебник - механизм построения государственности ХХI века Георгий Корнус сен 2005    Отсюда простой и жесткий вывод: тот, кто владеет технологией самоорганизации и умощнения собственного сознания, умеет и любит работать с выращиванием на основе Истории и Культуры многообразия здоровых форм сознания, тот и окажется победителем в готовящейся схватке нового типа Издания: Альманах "Восток" N 9\10(33\34), сентябрь-октябрь 2005г [Статья и комментарии]

Возможна ли в Москве новая научно-промышленно-образовательная революция? Громыко Ю.В. сен 2006    Можно утверждать, что в Москве существуют все условия и предпосылки для того, чтобы в ней началась , обеспечивающая создание принципиально новых отраслей промышленности, новых форм организации производств и креативных индустрий. Это, конечно, зависит от того, как Москва определит свое место в системе формирующегося нового экономического районирования и формирования кластеров промышленного развития. Например, Москва примет отводящуюся ей роль плутократического центра финансово-банковских и юридических услуг, а все современные типы инновационных эпистемических производств будут выведены в лучшем случае в Московскую область, а то и еще дальше на монтажные площадки Нижнего Новгорода. Или Москва, имея огромную концентрацию научных и образовательных центров, будет создавать на специальных инновационных платформах образцы новых производств и новых технологий, которые затем могут тиражироваться по всей России.
Реализация второй стратегии означает, что надо будет отказаться от дурашливого будущего России, представление о котором неявно и образует до сих пор основу экономической политики страны: развитие ресурсодобывающих отраслей, полная сдача лидерских позиций во всех машиностроительных отраслях от автомобилестроения до электроники и бесплановая профессиональная подготовка специалистов, которые потом, в неопределенном будущем когда-то займутся технологическим развитием. Альтернатива очевидна – технологический рывок уже сегодня за счет создания новых отраслей, которые должны быть организованы как научные полигоны выхода России к новому техно-социо-культурному укладу. Формирование нового технопроизводственного уклада предполагает формирование следующей, более высокой формы собственности- например, по сравнению с невыявленной формой присвоения общественного богатства, доминировавшей в СССР. Эта форма присвоения была основана на коллективно-иерархической собственности на технологии в условиях поточно-линейного производства (А.С. Шушарин). Новая форма собственности – постсоциалистическая и одновременно – постклассическая, посткапиталистическая. Она является формой овладения транспортом (переносом) технологий, финансово-юридическими механизмами обеспечения подобного транспорта и «приживлением» транспортируемой технологии в заданное поле региональной практики
Издания: Альманах "Восток" N 4(40), сентябрь 2006г
[Статья и комментарии]

Новая знать (Foreword to the Pierre Bourdieu, La noblesse d'État). Loïc Wacquant дек 2004    Bourdieu считает, что организация современного правящего класса выражает историческое состояние разделения рабочей силы между материальным (экономическим) и символическим (культурным) капиталом), и его проекция на область отборных школ, которая и освобождает и переплетает эти два капитала, характерна для всех продвинутых обществ. Но эта подземная структура оппозиций принимает феноменально разнообразные формы в различных странах, в зависимости от множества пересекающихся факторов, включая историческую траекторию формирования высшего класса, государственных структур, и формы системы образования в обществе Издания: Альманах "Восток" N 12(24), декабрь 2004г [Статья и комментарии]

Нужны инженеры истории! П.Г. Кузнецов фев 2005    УМЕНИЯ Формировать ЦЕЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОГРАММЫ и управлять их реализацией нам пока и не достает. Автор, являясь главным конструктором машинных информационных систем "Спутник - Скалар", предназначенных для управления подобными проектами, считает возможным их использование для СОЗНАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ НАШЕГО ОБЩЕГО БУДУЩЕГО. Оно неотъемлемо от теории НАУЧНОГО КОММУНИЗМА, которая дает человечеству в руки способ сознательного проектирования собственного жизнеустройства.«Нужно карабкаться по каменистым тропам науки и лишь тот достигает сияющих вершин, кто делает это, не страшась усталости». Эта позиция далеко выходит за уровень "здравого смысла", которым кое-кому хотелось бы заменить марксизм Издания: Альманах "Восток" N 1\2 (25\26), январь-февраль 2005 г [Статья и комментарии]

Стратегическая образовательная инициатива М.В. Половкова, Н.В. Громыко сен 2006    Связь, интеграция науки, образования и промышленности - вот то, что создает необходимые условия для устойчивого воспроизводства общества, его мировоззрения в целом. Развитие любой из этих сфер по отдельности не приведёт к желаемому результату. Качественное образование, не имеющее налаженной связи с наукой и промышленностью, обеспечивает лишь «утечку мозгов» за рубеж. Получается, что воспроизводства кадров в России не происходит, – мы вкладываемся в молодёжь здесь, а работать на высокотехнологичных производствах и двигать науку она будет там. С другой стороны, никакое развитие науки не возможно без качественной подготовки кадров посредством образования. В том же случае, если знания с передовых рубежей развития науки не попадают в сферу образования, само образование превращается в оторванную от реальности тренировку памяти. То же происходит и с промышленностью: она не может развиваться без качественных кадров, но и без возможности трудоустроиться на наукоёмких производствах молодые люди будут увозить полученный в сфере образования потенциал за рубеж.
С точки зрения развития образования, построение связи трёх упомянутых сфер деятельности указывает на необходимость изменения самого содержания образования, в частности изменения работы со знаниями в сфере образования. Должна быть разработана и построена Школа Будущего, где бы складывался другой тип работы со знаниями, призванный обеспечить высокотехнологичное перевооружение общества.
Издания: Альманах "Восток" N 4(40), сентябрь 2006г
[Статья и комментарии]

Стратегические направления инновационного образования в г.Москве Ю.В. Громыко, другие авторы окт 2010    Инновационное школьное развивающее образование жизненно необходимо только во взаимосвязях с инновационной промышленностью и практико-ориентированной наукой, открывающей новые физические принципы и эффекты, создающей новые технологии, а также стратегиями развития сфер практики. При этом целые отрасли практик могут «схлопываться» и исчезать в результате освоения новых технологий, а на их месте будут появляться новые индустрии, кластеры и сферы занятости. Поэтому мыследеятельностное образование востребовано только во взаимодействии с профессиональным образованием и программами развития существующих отраслей экономики, проектированием новых отраслей и кластеров вместе с представителями фундаментальной практико-ориентированной науки и инновационной промышленности.<br><br>В настоящий момент инновационной деятельностью охвачена 1000 школ, за 5 пять следующих лет все школы Москвы и многие школы России могут стать инновационными. Более того, дополнительным предметом изучения в инновационных школах будут инновационные модели мировой и российской экономики. Мы знаем, как создать и построить Новую Общенародную Российскую школу в каждом образовательном учреждении, в котором разнообразие и единые принципы не исключают друг друга, но образуют единство. Издания: Альманах "Восток" Предпубликации очередного номера [Статья и комментарии]

Трансляция теоретического знания в деятельностной эпистемологии В.В.Давыдова Н.В. Громыко дек 2005    Пытаясь ответить на эти вопросы, наш научный коллектив разработал метапредметную  технологию формирования  теоретического мышления у школьников, которая уже в течение 15 лет успешно применяется в нашей экспериментальной школе № 1314. Эта технология выложена в виде четырех метапредметов – «Знание» «Знак», «Проблема», «Задача», которые можно считать новыми учебными дисциплинами. Основу метапредмета «Знание» составляет мыследеятельностная эпистемология. Издания: Альманах "Восток" N 11\12 (35\36), ноябрь-декабрь 2005г [Статья и комментарии]

Антропология развития Глазунова О.И. окт 2008    По отношению к человеку, но, прежде всего, по отношению к ребенку-школьнику мыследеятельностная педагогика строится с антропо­логических позиций.
Не с психологических, чем отличается сегодняшняя российская школа.
Издания: Альманах "Восток" N 3(44), октябрь 2008г
[Статья и комментарии]

Детско-взрослые прорывные проекты в Школе генеральных конструкторов им. Побиска Кузнецова И.В. Чаусов, другие авторы окт 2010    Новое российское образование должно, начиная со школы, учить мыслить и действовать в открытых областях передовой науки и создания проектов промышленного прорыва.
Для этого нужны образовательные модели, которые позволят школьникам вместе со специалистами из разных областей практики включиться в создание и воссоздание стратегических отраслей. Такие детско-взрослые объединения мы называем «Прорывными проектами». Одной из моделей такого обучения является Школа генеральных конструкторов
Школа генеральных конструкторов создана в 2005 году в рамках экспериментальной программы развития образования Северо-Западного округа Москвы
Издания: Альманах "Восток" Предпубликации очередного номера
[Статья и комментарии]

Интернет и постмодернизм – их значение для современного образования Н.В. Громыко сен 2005    Дальнейшее развитие образования связано сегодня с решением следующих кардинальных вопросов:
1. Как и насколько будет разрешен конфликт, существующий между знанием и информацией?
2. Возможно ли теоретическое знание в информационном обществе – в эпоху интернета и постмодернизма?
3. Почему наступление эпохи интернета связано с распространением ценностей постмодернизма?
4. Как интернет может способствовать развитию научного мышления?
5. Как интернет влияет на изменение содержания образования у нас в обществе?
Издания: Альманах "Восток" N 9\10(33\34), сентябрь-октябрь 2005г
[Статья и комментарии]

Возможен ли в России образовательный дефолт? Ю.В. Громыко мая 2005    Сегодня мы не имеем реальных знаний о том, как себя «чувствуют» контингенты из различных социальных слоёв в структуре образовательной практики. Это социально-антропологическое знание необходимо для того, чтобы чётко понимать, какую функцию реально выполняет сфера образования в сегодняшнем обществе. Перед нами важнейшая проблема воспроизводства символического и культурного капитала, как эта проблема была сформулирована П.Бурдьё Издания: Альманах "Восток" N 4\5 (28\29), апрель-май 2005г [Статья и комментарии]

Мир, в котором хотелось бы жить Интернет авг 2005    На мир можно смотреть очень по-разному. И соответственно этому выбирать, находить, создавать пути в мире и роли в жизни для себя и своих детей...мы тоже способны дорасти до этих проблем, если станем не просто развивать самих себя - таких, каковы мы есть, - но совершим радикальную работу над своей сущностью. И если будем всегда неустанно учиться измерять не проблему своими способностями, а наоборот, свои способности - проблемой, представшей, может быть, пока ещё в образе загадки и даже тайны. Мы должны здесь быть всегда готовыми стать инаковыми настолько, насколько этого требует от нас диалектика проблем, не меньше.
Ниже мы следуем идеологии и формулировкам, изложенным в статье очень любимого нами философа Г.С.Батищева "Диалектика и смысл творчества"
Издания: Альманах "Восток" N 7\8 (31\32), июль-август 2005 г
[Статья и комментарии]

Самоидентификация сознания учащихся в условиях информационного воздействия Н.В. Громыко дек 2005    Один из методологических сюжетов, который включаем в свою работу на метапредмете “Знание” – это обучение детей работе на схеме полифокусного видения объекта. Посвящение детей в смысл данной схемы, а также обучение работе на ней позволяет вызвать у ребят рефлексию тех типов знания, которые неконтролируемо используются ими при обсуждении происходящих событий.
В качестве иллюстрирующего примера я приведу всего один из вопросов, который рассматривался нами в рамках метапредмета “Знание”. Этот вопрос звучал так: “Что произошло 11 сентября 2001 года в США? Объясните смысл произошедшего события.”
Издания: Альманах "Восток" N 11\12 (35\36), ноябрь-декабрь 2005г
[Статья и комментарии]

Методические аспекты работы в современном Интернете С. Пуденко дек 2005    Бурдье - очень сложный и многогранный, плодовитый автор. До появления (через механизмы обратной связи в сети) этого "реферата" и еще нескольких эксклюзивных переводов мэтра (из газет и публицистики, практически у нас не известных), работать с Сетью - "актуализировать" и "просвещать" мотивированных и заинтересованных освоить наследие Бурдье, несмотря на все усилия, практически не удавалось. Есть ли еще подобные примеры "доходчиво внятно и ясно ввести в бурдьевизм" - мне неизвестно. Короче говоря, гиперссылка на этот 20 страничный "студенческий реферат" сейчас находится в центре главной страницы сайта, среди отобранных концептуальных материалов всей базы знаний. Издания: Альманах "Восток" N 11\12 (35\36), ноябрь-декабрь 2005г [Статья и комментарии]

Главная страница