О ситуации в России
  Главная страница

Мировая история


Хлебы земные и совесть С.Г. Кара-Мурза апр 2003    Вытеснение натурального хозяйства рыночной экономикой, разрушение оков общинности и сословного государства и становление гражданского общества породили и новый способ господства - путем манипуляции общественным сознанием. Издания: Журнал "Философия хозяйства", апрель 2003 [Информация и комментарии]

Тысячелетие любви или стpаха? С.Г. Кара-Мурза дек 1999    Современный Запад возник, идя от волны к волне массового страха, который охватывал одновременно миллионы людей. Подобные явления не отмечены в культуре Православия (например, в русских летописях), несмотря на войны и бедствия. Издания: Жуpнал "Русский дом", N 12, 1999 [Информация и комментарии]

Кpизис индустpиальной цивилизации и политэкономическая модель пpоизводства С.Г. Кара-Мурза 1994    Критики индустриализма и лежащего в его основе механицизма с самого начала обращали внимание на богоборческий характер этого образа, предполагающего рукотворное создание нового, технического мира. Предвиделся и тяжелый культурный кризис, вызванный противоречием с христианскими ценностями, на которых был вынужден паразитировать прометеевский дух и которые должны были быть рано или поздно отброшены Издания: Опубликована в книге "Российская пpомышленная политика и пpоблемы индустpиализма" (Москва: АО "ИКК РИА", 1994. С. 10-24) под названием "Социально-философское обоснование пpомышленной политики" [Информация и комментарии]

Восточноевропейский путь развития: социокультурные контуры (избранные главы из книги) Н.В. Коровицына авг 2003    Восточноевропейский путь развития складывается из трех исторических этапов, воплощенных в судьбах трех поколений народов бывшего СССР и его западных соседей, входивших в европейскую социалистическую систему. Именно в общности этих судеб и заключен исторический феномен восточноевропейского единства, не существовавшего прежде, то есть до середины ХХ в. Сходство процессов общественной трансформации на всем социалистическом, а затем и постсоциалистическом пространстве обусловлено объективно. Основу его составляет близость стартовых параметров развития и способов их радикального изменения. Социологические данные свидетельствуют, что общие закономерности обеих структурных трансформаций -- и той, что началась в странах ЦЮВЕ на рубеже 1940-1950-х, и второй, рубежа 1980-1990-х годов, связанной с крушением социалистической системы, - преобладают над национальными особенностями. Издания: Альманах "Восток" N 5 август 2003 [Статья и комментарии]

"Эпоха революций". Французская революция Эрик Хобсбаум дек 2004    Отрывок из "Эпохи революций" и рецензии на "Эпоху крайностей" Издания: Альманах "Восток" N 12(24), декабрь 2004г [Статья и комментарии]

Историческая наука в условиях фашизма И.В. Григорьева мая 2005    Объединение Италии фашистская историография объявляла деянием немногочисленного меньшинства, совершенным без участия народных масс, которые якобы лишь при фашизме впервые приобщились к жизни государства. Единое государство в Италии "возникло в результате действий небольшого меньшинства" - утверждал Джентиме в Манифесте фашистской интеллигенции.
Грамши принципиально по-новому подошел к вопросу о роли в Рисорджименто народных масс. "...Вопрос о позиции народных масс нельзя ставить отдельно от вопроса о позиции руководящих классов, - писал он. -... в Италии же либералы-буржуа всегда пренебрегали народными массами". Именно на буржуазии лежит, таким образом, ответственность за то, что Рисорджименто не вылилось в широкую народную революцию: "Знаменитое итальянское меньшинство, "героическое" по определению... руководившее объединительным движением, в действительности больше боролось за то, чтобы помешать народу принять участие в движении и придать ему социальный характер (в смысле осуществления аграрной реформы), чем против врагов единства".
Издания: Альманах "Восток" N 4\5 (28\29), апрель-май 2005г
[Статья и комментарии]

Формирование и основные направления исторических идей молодого Грамши (1911-1918) И.В. Григорьева апр 2006    глава 1ая из монографии "Исторчисекие взгляды Антонио Грамши" Издания: Альманах "Восток" N 100 , 2005 г [Статья и комментарии]

ИСТОРИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ГРАМШИ В РАЗРАБОТКЕ ИМ ПРОБЛЕМ ПАРТИЙНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И АНТИФАШИСТСКОЙ БОРЬБЫ КПИ [1921—1926 гг.) И.В. Григорьева апр 2006    глава 3ья из монографии "Исторические взгляды Антонио Грамши" Издания: Альманах "Восток" N 100 , 2005 г [Статья и комментарии]

Общество - теоретический анализ понятия Ю.И. Семенов мар 2004    Избранные главы из курса лекций по социальной философии. Речь идет о важнейших проблемах гуманитарного знания как такового: об экономической структуре общества, о концепциях всемирной истории, о отношениях между полами с первобытных времен до современности, о национальных и этнических процессах. "Кому в наши дни помешало бы знание о том, что такое общество, в котором мы живем, каковы его законы и закономерности, наконец, как надо себя вести... нет, жить в этом обществе, с тем чтобы не прийти в трагическое противоречие с действительностью своей эпохи". Первая статья, предлагаемая Вашему вниманию, посвящена анализу значения самого понятия "общества", важнейшего для всех социальных дисциплин. Издания: Альманах "Восток" N 3(15), март 2004г [Статья и комментарии]

ИСТОРИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ГРАМШИ В РАЗРАБОТКЕ ИМ ПРОБЛЕМ ПАРТИЙНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА (окончание) И.В. Григорьева апр 2006    глава 3ья из монографии "Исторические взгляды Антонио Грамши" Издания: Альманах "Восток" N 100 , 2005 г [Статья и комментарии]

ГРАМШИ В ФАШИСТСКОЙ ТЮРЬМЕ. ОБЩИЙ ЗАМЫСЕЛ И ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ “ТЮРЕМНЫХ ТЕТРАДЕЙ” И.В. Григорьева апр 2006    глава 4ая из монографии "Исторические взгляды Антонио Грамши" Издания: Альманах "Восток" N 100 , 2005 г [Статья и комментарии]

"Короткий" Двадцатый век: взгляд с птичьего полета Эрик Хобсбаум сен 2006    Первая глава из книги "Эпоха крайностей: Короткий двадцатый век (1914 — 1991").
Известный историк Эрик Хобсбаум посвятил эту книгу «короткому двадцатому ве­ку» — периоду между 1914 и 1991 годами, когда в мировой истории произошли грандиоз­ные события, навсегда изменившие жизнь человеческого сообщества, — от Первой миро­вой войны и русской революции до распада СССР.
Издания: Альманах "Восток" N 4(40), сентябрь 2006г
[Статья и комментарии]

Историки Италии - о фашизме и Сопротивлении И.В. Григорьева мая 2005    Уже в 20-е -30-е гг. сформировались различные концепции фашизма, тесно связанные с определенными политическими позициями по отношению к фашистскому режиму. Они прослеживаются и в послевоенной историографии фашизма Издания: Альманах "Восток" N 4\5 (28\29), апрель-май 2005г [Статья и комментарии]

Троцкий в Мексике (часть 2) У. Чейз сен 2003    Продолжение. Начало см. в № 5 Издания: Альманах "Восток" N6, сентябрь 2003 года [Статья и комментарии]

Основные концепции всемирной истории Ю.И. Семенов мар 2004    Если мы рассматриваем историю как прогресс или даже как просто развитие - перед нами неизбежно встает вопрос: что же при этом развивается, что же является субстратом исторического процесса, его субъектом. Без решения этой проблемы невозможно понимание сущности исторического процесса. Нельзя понять историю, не выявив ее субъекта. Издания: Альманах "Восток" N 3(15), март 2004г [Статья и комментарии]

Общество: теоретический анализ понятия Ю.И. Семенов мая 2003    Понятия «общество» - самое важное для всех социальных дисциплин, включая социальную философию, философию истории, социологию, историческую науку, или историологию, политическую экономию, культурологию и др. Поэтому в нем необходимо детально разобраться. Обращаясь к анализу смысла слова «общество», мы сразу же сталкиваемся с тем, что оно имеет не одно, а множество значений. Иначе говоря, существует не одно понятие общества, а несколько разных понятий, но выражаемых одним словом, что очень усложняет дело. Издания: Альманах "Восток" N 103 сводный номер - [Статья и комментарии]

Периодизация и общая картина всемирной истории Ю.И. Семенов мар 2004    Сейчас возникла настоятельная необходимость создания новой, -основанной на материале, накопленном к нашему времени исторической наукой, глобально-стадиальной теории всемирной истории, а тем самым и новой общей ее картины. Для этого нужно ввести в эту картину "горизонтальные" связи, т.е. связи между одновременно существующими социоисторическими организмами. Издания: Альманах "Восток" N 3(15), март 2004г [Статья и комментарии]

Троцкий в Мексике (часть 1) У. Чейз авг 2003    К истории его негласных контактов с правительством США (1937-1940) Издания: Альманах "Восток" N 5 август 2003 [Статья и комментарии]

Троцкий в Мексике (часть 3) У. Чейз ноя 2003    Окончание. Начало см. в №№5-6

Как провести грань между этими интересами Троцкого и его политическими амбициями? — это еще один вопрос из головоломки для историка. Как интерпретировать поведение людей, когда оно неотделимо от их идеологических убеждений? Издания: Альманах "Восток" N8, ноябрь 2003 года [Статья и комментарии]

Производство и общество Ю.И. Семенов мар 2004    Социально-экономические отношения могут образовывать в обществе целостную систему - общественно-экономический уклад, а могут существовать в нем в качестве лишь придатка к существующим укладам - общественно-экономического подуклада. Когда производство осуществляется в оболочке не уклада, а общественно-экономического подуклада, перед нами не способ, а лишь тот или иной образ производства. Различать укладное бытие социально-экономических отношений от неукладного их бытия очень важно Издания: Альманах "Восток" N 3(15), март 2004г [Статья и комментарии]

Основные и неосновные способы производства Ю.И. Семенов мар 2004    Чтобы представление об общественно-экономических укладах и способах производства не было чрезмерно абстрактным, имеет смысл более или менее подробно ознакомиться со всеми основными (формационными) способами производства, а в заключение, хотя бы коротко, затронуть и неосновные. Основные способы производства являются не только типами общественного производства, но и стадиями его всемирно-исторического развития. К такому выводу К. Маркс, который ввел понятие и способа производства, и общественно-экономической формации, пришел в процессе обобщения достижений исторической и других социальных наук, прежде все политической экономии. Издания: Альманах "Восток" N 3(15), март 2004г [Статья и комментарии]

Запад и Восток. О смысле истории Н.И.Конрад июн 2004    Программная статья о философии истории выдающегося советского востоковеда академика Николая Иосифовича Конрада. Из сборника "Запад и Восток" (1972) Издания: Альманах "Восток" N 6(18), июнь 2004г [Статья и комментарии]

Гигантский лживый слух. Революционная толпа Жорж Лефевр дек 2004    Как простой человек (простые люди) "вступают в политику?" Одну из основных заслуг Томпсона Ревель видит в том, что за конвульсивными голодными бунтами он разглядел логику целой системы коллективных представлений и показал, как самые, казалось бы, стихийные и неконтролируемые коллективные действия творят, хотя и в чуждых нам сегодня формах, пространство политического и политический дискурс. И Лефевр, по убеждению Ревеля, в свое время не случайно избрал объектом своего исследования именно "великий страх": это позволило ему проследить, как на заре французской революции, в этот решающий момент "коллективного ученичества", на низовом и неприметном уровне, во множестве индивидуальных поступков и действий совершался переход от жестов к словам, от чувств к убеждениям, т.е. увидеть политику в процессе ее зарождения и становления.
Реферат работ об "истории ментальностей"
Издания: Альманах "Восток" N 12(24), декабрь 2004г
[Статья и комментарии]

Понять общество...
Ориентиры для педагога
М.Кошелев мар 2004    Рецензия на учебник «Социальная философия» под редакцией профессора И.А.Гобозова Издания: Альманах "Восток" N 3(15), март 2004г
[Статья и комментарии]

“Век империй”. На пути к революции Эрик Хобсбаум мар 2005    "Вы не одиноки, рабочие и крестьяне России! Если вы сумеете свергнуть, сокрушить и уничтожить тиранов феодальной, терзаемой жандармами, помещичьей и царской России, ваша победа послужит сигналом к всемирной борьбе против засилья капитала". В. И. Ленин, 1905
Заключительные главы из третьего тома всемирной истории “Век империй. 1875-1914”
Издания: Альманах "Восток" N 3(27) , март 2005г
[Статья и комментарии]

О смысле истории (2) Н.И.Конрад июн 2004    Эксплуатация человека человеком для истории дело хорошо знакомое. Мы понимаем, что на определенных исторических этапах, на определенном уровне развития производительных сил она была неизбежной. Столь же понятным бывало и обращение к войне. Но вместе с тем понимаем и то, что на нынешнем уровне развития производительных сил эксплуатацию человека человеком можно устранить: при нынешнем интеллектуальном и моральном качестве человека эксплуатация, как и война, - преступление. Издания: Альманах "Восток" N 6(18), июнь 2004г [Статья и комментарии]

"Век империй". От мира - к войне Эрик Хобсбаум мар 2005    Нет никакой уверенности в том, что мать потеряет сына, если тот отправится на фронт; на самом деле, угольная шахта или железнодорожное депо гораздо опаснее, чем военный лагерь. Бернард Шоу, 1902 г. Издания: Альманах "Восток" N 3(27) , март 2005г [Статья и комментарии]

"Век империй". Эпилог Эрик Хобсбаум мар 2005    Период потенциальной мировой революции не оставил после себя единственный коммунистический режим в стране, чьим главным достоинством была огромная территория и природные ресурсы, которые и призваны были сделать из нее политическую сверхдержаву. Он также оставил после себя значительный потенциал антиимпериалистической, крестьянской революции, главным образом в Азии, которая признала свое духовное родство с Русской революцией и теми группами ныне расколотого предвоенного социалистического и рабочего движения, которые пошли за Лениным. Как показало будущее, народное хозяйство и общественная структура “развитых рыночных экономик” оказались весьма прочными. Если бы они такими не были, то вряд ли смогли удержаться на поверхности без социальной революции после тридцати лет исторических штормов, которые могли бы пустить ко дну непригодные к плаванию корабли. Двадцатый век был полон социальными революциями, и может быть еще полнее до своего завершения; но развитые индустриальные державы были более невосприимчивы к ним, чем остальные, кроме тех случаев, когда революция являлась к ним в качестве побочного продукта поражения в войне или завоевания их территории противником. Издания: Альманах "Восток" N 3(27) , март 2005г [Статья и комментарии]

Проблема революции в представлениях Грамши периода "красного двухлетия" И.В. Григорьева ноя 2004    В Советах для Грамши воплощается то спонтанное творчество масс, без которого нет коммунистической революции в истинном смысле этого слова. А в полемике с анархистами (апрель 1920 г.) Грамши подчеркивает назначение сознательного авангарда революции с помощью полюбившейся ему формулы, которая была воспринята им от Р. Роллана и поистине могла бы стать девизом всей последующей политической деятельности будущего вождя итальянских коммунистов: "Пессимизм разума и оптимизм воли Издания: Альманах "Восток" N 11(23), ноябрь 2004г [Статья и комментарии]

Кочевники, мир-империи и социальная эволюция Н.Н. Крадин дек 2005    Создание империи Чингисхана и монгольские завоевания в XIII веке совпали с новым периодом влажности в степях Внутренней Азии и Восточной Европы , а также с демографическим и экономическим подъемом во всех частях Старого Света. Монголы замкнули цепь международной торговли по сухопутным и морским путям в единый комплекс. Впервые все крупные региональные ядра (Европа, исламский мир, Индия, Китай, Золотая Орда) оказались объединенными в первую мир-систему . В степи, подобно фантастическим миражам, возникли гигантские города - центры политической власти, транзитной торговли, многонациональной культуры и Идеологии (Каракорум, Сарай-Бату, Сарай-Берке). С этого времени границы Ойкумены значительно раздвинулись, политические и экономические изменения в одних частях света стали играть гораздо большую роль в истории других регионов мира.
Первая “мир-система” оказалась недолговечной. Чума, изгнание монголов из Китая, упадок Золотой Орды явились наиболее важными звеньями в цепи событий, приведших к ее гибели. Демографы фиксируют в период с 1350 по 1450 г. синхронный кризис во всех ее основных субцентрах . В начале XV века первая мир-система распалась.
Издания: Альманах "Восток" N 11\12 (35\36), ноябрь-декабрь 2005г
[Статья и комментарии]

Проблема революции в представлениях Грамши (окончание) И.В. Григорьева ноя 2004    Несостоятельность либеральной политической экономии Грамши измеряет всемирным масштабом. Этот новый момент появляется у него как отражение уже складывающегося подхода к рассмотрению капитализма в виде мировой системы связей и взаимоотношений, в которую вплетаются в качестве составных звеньев отдельные страны со всеми их особенностями, со всеми различиями в уровнях экономического развития. На этом основывается теперь и его оценка перспектив пролетарской революции в Италии, полемически заостренная против реформистов Издания: Альманах "Восток" N 11(23), ноябрь 2004г [Статья и комментарии]

Проблемы формационного деления исторического процесса Ю.М.Бородай, Участники форума С.Г. Кара-Мурзы дек 2004    Если рассмотреть общинную форму как таковую, с точки зрения ее исходных социальных отношений, то она оказывается противоположной всем иным формам , основанным на эксплуатации чужого труда, на отчуждении продукта производимого традиционным способом в недрах покоренной общины (дань - примитивная форма эксплуатации); или на прямом принуждении индивида к деятельности, цель и способ которой диктуются "господином" (личное рабство и отчасти крепостничество); или на опосредствованно-экономическом принуждении к такого рода отчужденной деятельности (наемный труд). Исходя из этого, в своих последних рукописях Маркс выдвигает принцип разделения "первичной" и "вторичной" формации Издания: Альманах "Восток" N 12(24), декабрь 2004г [Статья и комментарии]

Проблемы формационного деления (окончание) Ю.М.Бородай, Участники форума С.Г. Кара-Мурзы дек 2004    Сегодня многие описания и исследования конкретных социокультурных и производственных систем, проводимые в парадигме формационного подхода, не могут обойтись без включение в модель цивилизационных категорий. Что значат, например, такие выражения, как <КОНФУЦИАНСКИЙ капитализм> при описании производственных отношений в Японии или <БУДДИСТСКИЙ капитализм> в приложении к Таиланду? Даже современный марксизм проникнут цивилизационным подходом (Томпсон, Крылов). Издания: Альманах "Восток" N 12(24), декабрь 2004г [Статья и комментарии]

Глобализация: идеологическая и социальная база С. Батчиков июл 2003    Во многих местах мира мы видим сегодня, как люди, завладевшие грязными или явно преступными деньгами, часто обладающие наихудшими моральными качествами, получают при помощи этих денег возможность торжествовать над честными и даже наилучшими людьми. При чем делают они это исключительно нагло и глумливо, растлевая все вокруг и особенно молодежь. Мы переживаем общечеловеческую культурную катастрофу. И хотя борьба в ней нарастает подспудно и противоречиво, буквально каждый человек на Земле уже стоит перед личным выбором позиции в этой борьбе. Уклониться от этого выбора не удастся никому. Издания: Альманах "Восток" N 4, июль 2003 года [Статья и комментарии]

Историческая наука в Италии после фашизма И.В. Григорьева мая 2005    Сильнейшим стимулом к переосмыслению в новом ключе пробле­матики Рисорджименто стала публикация в 1949 г. соответствующе­го тома "Тюремных тетрадей" Грамши. Его концепция Рисорджимен­то была не только плодом раздумий политика - она сложилась как определенный ответ на те вопросы, над которыми билась итальянская историческая мысль 20-х - 30-х гг. Воздействие идей Грамши существенно ускорило уже наметивший­ся поворот историков различных направлений к конкретному иссле­дованию таких аспектов Рисорджименто, как социальное содержание движения за национальное единство, отношение к нему различных классов и в особенности - степень участия в нем народных масс. Издания: Альманах "Восток" N 4\5 (28\29), апрель-май 2005г [Статья и комментарии]

Главная страница