О ситуации в России
 

Ростки форм обобществления технологий

Отрывки из 32ой главы книги "Полилогия" - "Ростки старо-новых форм обобществления технологий" О социальных формах (см.цитируемые в отрывке работы С.Никанорова)

Смысл и назначение метапредметного подхода в образовании

В связи с обсуждением и внедрением новых стандартов интерес к метапредметному подходу растет, что называется, не по дням, а по часам.
К сожалению, педагогическое сообщество, как никакое другое профессиональное сообщество, привыкло все вербализовать, превращать в слова. Любая деятельностная схема, лежащая в основе любого вводимого концепта или понятия, сколь бы ни была она трудна для понимания и реализации на практике, – любая деятельностная схема почти мгновенно словесно захватывается, ценностно девальвируется и тем самым уничтожается, превращается в пепел слов. Так, теперь, после внедрения новых стандартов, все стали деятельностниками. Хотя видеть и различать какие-то хоть мало-мальские элементы деятельности в своей собственной практике никто особенно не стремится, поскольку вся контрольно-измерительная система по-прежнему требует другого – передачи и запоминания информации и выполнения стандартных алгоритмических операций Тем большее значение для меня имеет конкурс «УГ»: он запустил процесс конструирования деятельностных метапредметных сценариев. Но поскольку эта технология реально прорывная, модернизационная, то она – трудна: приходится ломать привычные, рутинные методы педагогического труда. Метапредмет является такой же экспериментальной установкой, как Большой адронный коллайдер или ядерный реактор (хотя это технологии – середины 20-го века, а наша – конца 20-го века). Метапредметы, метапредметные технологии были созданы для того, чтобы начать культивировать другой тип сознания учащегося и учителя. Этот тип сознания не "застревает" в информационных ограничениях одного какого-то учебного предмета, но работает с взаимосвязями и ограничениями знаний каждой из дисциплин.

Какие новые понятия и концепты необходимо вводить в современные курсы истории и обществознания?

Всем нам предъявлен один и тот же вызов, который заключается в необходимости выбирать, либо мы ждём, когда все закончится, стремимся как-то продержаться, пережить это сложное время, либо мы активно складываем собственное будущее. В образовательном пространстве идет – где более, где менее явно – эпистемическая борьба, противостояние и противопоставление разных систем знаний об обществе, устаревающих и новых. Что такая борьба происходит и она неизбежна, нужно принять за норму. Перед лицом новых вызовов времени образовательным обществоведческим дисциплинам придется вносить существенные коррективы в содержание этих дисциплин и их преподавание. Это содержание и итоговый багаж выпускника школы перед подобными вызовами времени могут показать свою несостоятельность и иррелевантность (полное несоответствие) происходящему в обществе. Свою роль в этой коррекции сыграют и современные знания и знаниевые конструкции, более релевантные нынешней общественной ситуации и ее изменениям

Стратегия развития образования до 2030 года – начинаем с Москвы

Коллектив НИИ инновационных стратегий развития общего образования, руководимый Ю.В.Громыко, разработал по заказу Департамента образования г. Москвы проект Стратегии развития московского образования до 2030 года. Это результат нашей исследовательской и проектной деятельности, апробированный на экспериментальных образовательных площадках Москвы. Наши предложения, с одной стороны, радикальны и предполагают фундаментальные изменения в столичном образовании, с другой – тщательно обоснованы и по нашему убеждению, вполне реализуемы в указанные сроки. Нам очень важно узнать Ваше отношение к предлагаемой Стратегии, будь то позитивное или негативное – чтобы знать, на чью поддержку мы можем рассчитывать в деле ее реализации. Текст Стратегии размещен для открытого обсуждения у нас на сайте (http://nii.smdp.ru). Коллектив НИИ ИСРОО

(c) Аналитическая группа "Восток" , 2001-2005 г.
Сайт оптимизирован для просмотра в Internet Explorer 5.0 выше, Netscape 6.0 и выше. Размер шрифта настраивается в броузере