О ситуации в России
 

25 | 04 | 2017

Смысл и назначение метапредметного подхода в образовании

В связи с обсуждением и внедрением новых стандартов интерес к метапредметному подходу растет, что называется, не по дням, а по часам.
К сожалению, педагогическое сообщество, как никакое другое профессиональное сообщество, привыкло все вербализовать, превращать в слова. Любая деятельностная схема, лежащая в основе любого вводимого концепта или понятия, сколь бы ни была она трудна для понимания и реализации на практике, – любая деятельностная схема почти мгновенно словесно захватывается, ценностно девальвируется и тем самым уничтожается, превращается в пепел слов. Так, теперь, после внедрения новых стандартов, все стали деятельностниками. Хотя видеть и различать какие-то хоть мало-мальские элементы деятельности в своей собственной практике никто особенно не стремится, поскольку вся контрольно-измерительная система по-прежнему требует другого – передачи и запоминания информации и выполнения стандартных алгоритмических операций Тем большее значение для меня имеет конкурс «УГ»: он запустил процесс конструирования деятельностных метапредметных сценариев. Но поскольку эта технология реально прорывная, модернизационная, то она – трудна: приходится ломать привычные, рутинные методы педагогического труда. Метапредмет является такой же экспериментальной установкой, как Большой адронный коллайдер или ядерный реактор (хотя это технологии – середины 20-го века, а наша – конца 20-го века). Метапредметы, метапредметные технологии были созданы для того, чтобы начать культивировать другой тип сознания учащегося и учителя. Этот тип сознания не "застревает" в информационных ограничениях одного какого-то учебного предмета, но работает с взаимосвязями и ограничениями знаний каждой из дисциплин.

Н.В.Громыко Смысл и назначение метапредметного подхода в образовании Тезисы для выступления в «Учительской Газете» на круглом столе – 10 февраля 2011 г.
1. В связи с обсуждением и внедрением новых стандартов интерес к метапредметному подходу растет, что называется, не по дням, а по часам. И мы в течение только одного прошлого полугодия провели немало мероприятий, посвященных разъяснению и демонстрацию того, в чем состоит смысл и назначение метапредметного подхода в образовании. В числе таких мероприятий могут быть названы следующие: • Августовский круглый стол "Метапредметное содержание образования и Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования", часть материалов которого была опубликована в Московской «Учительской газете» (август 2010) • http://f-school.ru/files/roundtable.doc • Сентябрьский круглый стол для инновационной сети «Мыследеятельностная педагогика» "Как сценировать и проводить учебное занятие с использованием элементов метапредметных технологий" на базе школы 597 – анализ результатов конкурса проведения метапредметного учебного занятия педагогами в прошлом учебном году и запуск следующего этапа конкурса (сентябрь 2010) • Серия мероприятий, посвященных 20-летию ГОУ № 1314 «Проектный колледж», где уже 20 лет развивается метапредметный подход, преподаются метапредметы и проводятся традиционные учебные занятия с элементами метапредметных технологий (октябрь 2010) • Совещание с директорами школ САО (ноябрь 2010) • Межрегиональная конференция в декабре "Общенародная российская школа: требования к современной структуре и технологической платформе. Панорама региональных разработок" (отдельный круглый стол по метапредметному подходу) (декабрь 2010) • Конференция в январе в Красноярске по новой дидактике (мне пришлось делать пленарный доклад, проводить мастер-класс и круглый стол, и все это было направлено на разъяснение смысла и назначения метапредметов, метапредметного подхода в образовании) (январь 2011). Во время всех этих мероприятий я рассказывала о том, что уже два года в рамках конкурса «Учитель Года» проводится конкурс учебных занятий по номинации «Метапредметное учебное занятие». Я считаю, что введение данной номинации имеет для российского образования колоссальную инновационную значимость и силу. Назначение конкурса, а также тех мероприятий, которые проводим мы, состоит для меня не просто в популяризации, не просто в разъяснении смысла и назначения метапредметов, метапредметных технологий, но прежде всего - в демонстрации деятельностных принципов работы, которые лежат за всеми словами, связанными с приставкой «мета –» . К сожалению, педагогическое сообщество, как никакое другое профессиональное сообщество, привыкло все вербализовать, превращать в слова. Любая деятельностная схема, лежащая в основе любого вводимого концепта или понятия, сколь бы ни была она трудна для понимания и реализации на практике, – любая деятельностная схема почти мгновенно словесно захватывается, ценностно девальвируется и тем самым уничтожается, превращается в пепел слов. Так, теперь, после внедрения новых стандартов, все стали деятельностниками. Хотя видеть и различать какие-то хоть мало-мальские элементы деятельности в своей собственной практике никто особенно не стремится, поскольку вся контрольно-измерительная система по-прежнему требует другого – передачи и запоминания информации и выполнения стандартных алгоритмических операций Тем большее значение для меня имеет конкурс «УГ»: он запустил процесс конструирования деятельностных метапредметных сценариев, сам процесс «метапредметного пробывания». Вызвал интерес и желание у педагогов обращать их собственное внимание на деятельностное устройство дидактических и методических схем и деятельностный способ их реализации. Конкурс заставляет педагогов не вербально, не на словах, а в реальной педагогической практике осваивать элементы метапредметных технологий и примерять к себе новые требования новых образовательных стандартов. Педагоги, прочитавшие наши книги и статьи и начавшие строить соответствующие сценарии, показывают: метапредметный подход – это никакая не заумь, это – реально прорывная инновационная технология, которая позволяет в несколько раз повышать производительность педагогического труда.
2. Но поскольку эта технология реально прорывная, модернизационная, то она – трудна: приходится ломать привычные, рутинные методы педагогического труда. Метапредмет является такой же экспериментальной установкой, как Большой адронный коллайдер или ядерный реактор (хотя это технологии – середины 20-го века, а наша – конца 20-го века). Метапредметы, метапредметные технологии были созданы для того, чтобы начать культивировать другой тип сознания учащегося и учителя. Этот тип сознания не "застревает" в информационных ограничениях одного какого-то учебного предмета, но работает с взаимосвязями и ограничениями знаний каждой из дисциплин. Это происходит как раз благодаря тому, что на метапредметах и на учебных занятиях с использованием элементов метапредметных технологий происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога. В ходе движения в метапредмете ребёнок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность. Таким образом, метапредмет в образовании – это есть своеобразная машина по удвоению производительности труда в рамках того же самого учебного времени. Кроме того, включение учащегося в разные типы деятельности связано с анализом своеобразных способов действия каждого конкретного ребёнка, что создаёт условия для его личностного роста.
3. На основных характерных особенностях метапредметов я уже много раз останавливалась в своих выступлениях, в том числе – перед конкурсантами «УГ». В сентябрьской публикации Московской «УГ» эти особенности более-менее подробно изложены. Сейчас не хочу повторяться, и потому лишь очень кратко назову их. (В последующих выступлениях эти особенности будут разъяснены и проиллюстрированы на разном учебном материале.) В качестве таких главных особенностей метапредметов можно выделить четыре: Первая особенность - Метапредмет выстраивается вокруг какой-то мыследеятельностной организованности. Было обнаружено: в качестве таких мыследеятельностных организованностей могут быть рассмотрены знание, знак, проблема, задача, смысл, категория и т.д. Все они имеют деятельностный, и потому универсальный – метапредметный – характер. Вокруг них могут быть выстроены учебные предметы нового типа – метапредметы. Заслуга введения данного концепта в образование и соответственно новых дидактических схем, позволяющих воедино собирать работу с разного типа понятиями, задачами, проблемами, знаками в единую метапредметную действительность, а также сама идея построения новых учебных предметов – метапредметов – принадлежит Ю.В.Громыко. Проведение метапредметных занятий – занятий с элементами метапредметного подхода – становится на данном этапе развития отечественного образования возможным именно благодаря тому, что нами в свое время была разработана технология метапредметной работы в рамках конструирования и преподавания метапредметов.
Вторая особенность – это очень хорошее знание материала традиционных учебных предметов. Собственно это и позволяет грамотно пересобирать, переорганизовывать учебный материал вокруг деятельностных единиц содержания. Третья особенность – это ориентация на развитие у школьников базовых способностей. Четвертая особенность – это многообразие методических форм и приемов, позволяющих в разы интенсифицировать работу на уроке.
4. Наш круглый стол выстроен так, что Вы сможете увидеть универсальность метапредметного подхода, метапредметных технологий, т.к. они будут продемонстрированы на разном предметном материале. Мы привели Вам главным образом молодежь, которая не боится инноваций. Многие из пришедших сюда – наши выпускники. Они окончили хорошие вузы или еще продолжают в них учиться. Заниматься инновационным образованием, освоением и развитием метапредметного подхода в образовании им по-настоящему интересно. Думаю, что Вы это почувствуете. 5. Я же в заключение своего краткого вступительного слова хотела бы подчеркнуть ряд важных для нас моментов, обуславливающих адекватное, а не искаженное восприятие матепредметного подхода:
1. Метапредметный подход не означает, что нужно выбросить предметное образование. Он впервые делает возможным освоение в предметных областях того, что в принципе недоступно и невозможно (Это покажут в своих докладах И.С.Чаусов, А.А.Андрюшков) 2. А зачем тогда метапредметы? И так дети перегружены, завалены. Что – к имеющимся предметам какие-то еще дополнительные предметы? Вот здесь и возникает вопрос, связанный с интеграцией. Но интеграция не по типу ассоциативного наталкивания материала и соединения пения с чтением. А за счет того, что осваиваются некоторые универсальные принципы и некоторые общие, универсальные стратегии познания, которые, с одной стороны, важно осваивать как таковые, а с другой стороны, их реализовывать с уточнением в структур предметного ландшафта. Когда Путин и Фурсенко посещали кабинет биологии в одной из сельских школ, президент спросил у министра: знает ли он, как устроены ланцетник и инфузория-туфелька. Тот не знал, как ответить. И возникает действительно вопрос: а зачем вообще изучать ланцетника и инфузорию-туфельку? С точки зрения метапредметных стратегий, наоборот, это может оказаться чрезвычайно значимым. Вплоть до знания, как они называются по латыни. Все зависит от того, какая стоит у ребенка стратегия за познанием. Это очень важно, т.к. это связано с развитием у учащегося мотиваций к познанию. ( О том, почему с позиции метапредметного подхода важно изучать ланцетника и инфузорию-туфельку, Вы узнаете из выступления И.А.Рязанова). 3. Метапредмет создает канал, по которому человек может беседовать о том, что ему интересно; возможность превращать в предмет работы то, что действительно интересно и про что весь мир говорит и что людей волнует, а мы оказываемся как бы в стороне; повышение интеллектуализма (доклады Юры Сергеева, Андрея Андрюшкова и Тони Громыко) 4. Выделенные моменты являются сегодня достаточно активно обсуждаемыми. И в случае построения метапредметов речь вовсе не идет о том, чтобы заменить традиционные учебные предметы методологической абракадаброй, но повысить качество предметной работы и сделать ее реально содержательной (на это будут нацелены выступления С.В.Канова, И.А.Рязанова, А.А.Марковой). С другой стороны, не забить головы набором ненужных сведений из предметов, но найти те центральные единицы содержания, которые были бы связаны и с действием, и с живой работой мышления, и с коммуникацией и потому вокруг них, уже в их логике развертывания, а не в логике развертывания учебных тем можно заново группировать учебный материал. Отсюда собственно – системомыследеятельностный подход. 5. Метапредметы – это не заумь и не страшно. Этому можно достаточно быстро научиться. Мы хотим Вас в этом убедить сегодня во время нашего круглого стола.
6. Передаю слово следующим участникам круглого стола…

Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.

(c) Аналитическая группа "Восток" , 2001-2005 г.
Сайт оптимизирован для просмотра в Internet Explorer 5.0 выше, Netscape 6.0 и выше. Размер шрифта настраивается в броузере